Тверь в записках путешественников Вып.3

331 известного Матвея Башкина вернулся в Волоколамский монастырь.   217 «А был той Герман, – говорит Курбский об этом старицком уро- женце, – светлого рода человек и бе он яко тела великого муж, так и разума многого. Аще же и от осифлянских мнихов четы произы- де, – прибавляет князь Андрей Михайлович, – но отнюдь обычая лукавого и обыкновенного их лицемерия непричастен был: но человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и в бедах объятым, тако ж и к убогим милостив зело».   218 Одним из ближайших преемников св. Германа Полева был дру- гой архимандрит Герман; при нем в число братии поступил человек, которому суждено было играть одну из главных ролей в царствование Феодора Иоанновича и Бориса Годунова.   219 Новопостриженник был родом из Старицы, сын посадского человека; звали его в миру Иваном. Образование он получил в монастыре под руководством самого ар- химандрита. Постригая его в монашество, Герман дал ему иноческое имя Иова. В 1556 году Грозный поменялся городами с двоюродным братом своим Владимиром Андреевичем Старицким и, дав ему в удел Дмитров, взял Старицу себе. Вскоре же Иван Васильевич собрался побывать в своем новом любимом городке и, живя в Старице, неод- нократно бывал в монастыре; здесь он узнал Иова и, как кажется, 217 Костомаров в своей монографии «Великорусские религиозные вольнодумцы XVI века» говорит, что судьба Башкина после суда неизвестна, но в кратких жизнеописаниях русских святых архим. Игнатия (т. II, XVI в., стр. 91) упомя- нуто, что Башкин был отдан на увещание архимандриту Герману в Волоколам­ ский монастырь. – Прим. Тюменева . Башкин Матвей Семенович (XVI в.), из детей боярских. Во время Великого поста 1553 г. сообщил священнику Благовещенского собора Симеону, что отпус- тил своих холопов на волю согласно проповеди Христа, и призвал его к покаянию. Симеон сообщил о Башкине протопопу Сильвестру, который уже знал о нем как человеке подозрительном. В июле Башкина взяли под стражу, он начал каяться, выдал единомышленников и сознался, что заимствовал свое учение от «латынни- ков». Основные положения ереси Башкина известны из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку. В 1553 г. на соборе Башкин сначала отрицал свою ересь, но потом сознался и назвал некоторых еди- номышленников. Собор сослал Башкина и братьев Борисовых в Волоколамский монастырь для «вразумления», куда он прибыл 22.12.1554. Дальнейшая судьба его неизвестна. См.: Зимин А. А. Вольнодумец Башкин и его единомышлен- ники //И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 168–181. 218 Русская историческая библиотека. СПб., 1914. Т. 31. С. 318–319. 219 Федор Иоаннович (11.05.1557–7.01.1598), царь всея Руси (18.03.1584), третий сын Ивана Грозного, последний из династии Рюриковичей. Борис Федо- рович Годунов (1552–13.04.1605), шурин Федора Иоанновича, фактический правитель (1587–1598), царь всея Руси (27.02.1598).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1