Тверь в записках путешественников Вып.3

335 шествовать. Борис Феодорович и бояре на это как бы согласились, но прибавили, что древняя кафедра России – во Владимире, и предло- жили ему отправиться туда для жительства. «А то было место худшее Кукоса», – замечает Иерофей. «И не говорите мне этого, – отвечал Иеремия, – никогда этого не сделаю». Государь созвал бояр и, пере- дав им желание Иеремии остаться в Москве, продолжал: «И мы по- мыслили, что то дело нестаточное: как нам такого сопрестольника великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы и мужа достохвального жития, святого и преподобного отца нашего и богомольца Иова из- гнать от Пречистыя Богородицы и от великих чудотворцев и учинить греческого закона патриарха? А он здешнего обычая и русского языка не знает, и ни о каких делах духовных нам нельзя будет советоваться без толмача». Переговоры о постановлении патриарха продолжались, и Иеремия, наконец, убедился, что здесь греческая коса нашла на рус- ский камень; он согласился уступить и поставить особого для России патриарха. Возведение Иова в сан патриарха Московского и всея Руси было совершено в Успенском соборе. Возвратившись домой, в Константинополь, Иеремия собрал собор, на котором признано и утверждено учреждение Московского патри- аршества. Четыре восточных патриарха распределились по старшинс- тву и значению их кафедр в следующем порядке: первым считал- ся Константинопольский, вторым – Александрийский, третьим – Антиохийский и четвертым – Иерусалимский. Новому, Московскому патриарху было отведено пятое место, после Иерусалимского. Государь и бояре выразили желание, чтоб русский патриарх, по значению пасо- мого им государства, занял третье место в ряду восточных патриархов, между Александрийским и Антиохийским, но это желание, несмотря на богатые подарки, не было уважено греками. В церковном служении русские патриархи получили те же внешние преимущества, какие были у восточных. Амвон, на котором облачался патриарх, был о двенадца- ти ступенях, тогда как для митрополита их полагалось только восемь; когда во время литургии патриарх садился на горнем месте, сослужащие ему архиереи должны были стоять; во время совершения таинства евха- ристии они не могли приобщаться сами, но получали причастие из рук патриарха. В крестных ходах перед патриархом несли свечу, а во время путешествий впереди его везли серебряный крест, а позади пастырский жезл. Богослужебными облачениями патриарха были: саккос с поз- вонками и с нашивною епитрахилью, украшенною золотом или жем- чугом, стихарь, пояс, епитрахиль с галлиатами, означающими потоки Русской церкви. Т. 10. Прим. 20). Кукос – селение Кукуз в Армении (ныне г. Коксон на территории Турции), место ссылки Иоанна Златоуста.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1