Тверь в записках путешественников Вып.3

336 Христовой крови, омофор, наколенник (епигонатий), митра с крестом наверху и, иногда, с короною по опушке, жезл, украшенный змиями; в обычное же время он носил рясу с широкими рукавами, бархатную мантию зеленого или багряного цвета с золотыми и серебряными скри- жалями и белый клобук с нашивным крестом или с изображениями херувимов и серафимов; на груди его были две панагии и крест. Вступив в управление русскою церковью, Иов обратил внимание на распущенность низшего духовенства; он установил вновь учрежден- ные еще стоглавым собором, но уже забытые должности поповских старост и десятских, следивших за благочинием и исправностью ду- ховенства. Местом собрания этих должностных лиц служила особая изба, поставленная недалеко от нынешнего Василия Блаженного; здесь старосты и десятские должны были сходиться ежедневно. Но, видно, любовь к порядку и благочинию была чужда нравам того времени, потому что лет через десять после патриаршего распоряжения тиун Иова уже доносил своему владыке, что сборная изба стоит пуста, что поповские старосты и десятские бесчинств не унимают, что безместные попы и дьяконы по-прежнему сидят у Флоровских ворот,   227 заводят игры, бранятся и борются между собою и тут же нанимаются служить литургию. Иов призвал к себе старост, увещал их и выдал им вновь письменный наказ, бывший почти повторением прежнего. Во времена патриаршества Иова было несколько случаев канониза- ции русских святых, например Василия Блаженного московского, над гробом которого царь Феодор Иоаннович соорудил особый придел при Покровской церкви на Рву, углицкого князя Романа Владимировича, Гурия и Варсонофия казанских, Антония Римлянина и др.   228 Риторские свои дарования красноречивый старичанин выказал в приветствии государю по возвращении его из шведского похода, результатом которого было взятие Иван-города, Яма и Копорья. В речи своей Иов сравнивал Феодора Иоанновича с равноапостоль- ным Константином и с великим князем Владимиром. Иов, по-видимо- му, любил кроткого, незлобивого государя и по смерти его, несмотря на свою старость, взял на себя труд составить его жизнеописание (вошедшее целиком в Никоновскую летопись). Скончался Феодор Иоаннович, и для Иова, владевшего, в лице черного и белого духовенства, внушительною нравственною силою, на- 227 Ворота Флора и Лавра (позднее Спасские), центральный въезд в москов­ ский Кремль (1491, арх. Пьетро Солари). 228 Канонизация: Василий Блаженный (2.08.1588), углицкий князь Роман Вла- димирович (1595/1605), свт. Гурий и Варсонофий казанские (1595), св. Анто- ний Римлянин (1597).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1