Тверь в записках путешественников Вып.3

339 вовсе не из желания перейти на сторону нового царя, а просто в силу инерции, не предпринимая ничего, потеряв голову и, быть может, всё еще надеясь, что народ, свергнувший светскую власть, не решится коснуться власти духовной и в решительный момент не выдаст его обидчикам. Но самозванец уже выбрал себе другого патриарха, и участь Иова была решена. Однажды, когда он служил в Успенском соборе литур- гию, явились посланные от Лжедимитрия со множеством народа, воо- руженного оружием и дреколием, и объявили патриарху, что он лишен сана. Иов сложил панагию пред иконою Владимирской Богоматери и произнес свою прощальную молитву. «О, Пречистая владычица Богородица! – сказал он. – Эта панагия и святительский сан воз- ложены на меня, недостойного, в твоем храме, у честного твоего чу- дотворного образа. Девятнадцать лет исправлял я слово Сына Твоего; христианская вера нерушима была. Ныне же, грех ради наших, види- мо, что на православную веру находит вера еретича. Мы, грешные, молим: умоли, Пречистая, Сына Твоего Христа Бога, утверди пра- вославную христианскую веру непоколебимо!» На него надели черное платье, позорили, таская «в церкви и по площади», как рассказывает он сам, и наконец, посадив в простую телегу, отправили в монастырь в Старицу. Впрочем, место заточения было, по-видимому, назначено по его желанию. Возвращаясь с Иовом в Старицу, мы застаем архимандритом оби- татели другого знаменитого постриженника, преподобного Дионисия Зобниновского, о котором я в свое время упоминал, говоря о Ржеве.   230 Ржевич по рождению, Дионисий (в мире Давид) еще в детстве пересе- лился с своими родителями в Старицу, где отец его был избран в ста- росты Ямской слободы. Г. Скворцов в своем исследовании о преподоб- ном   231 говорит, что, когда родители Давида переселились в Старицу, ему было около 6 или 7 лет. Мальчика отдали для обучения грамоте двум старицким монахам – Гурию Ржевитину и Герману Стареченину. Последний был не кто иной, как Герман Тулупов,   232 известный списа- тель Четьих-Миней; списыванием и собиранием жизнеописаний святых 230 См.: Исторический вестник. 1894. Июнь. С. 706–707. – Прим. Тюменева. 231 Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицко-Сергиева монастыря (ныне лавры) / Историческое исследование преподавателя Тверской духовной семина- рии Дмитрия Скворцова. Тверь, 1890. – Прим. Тюменева. 232 Герман (Тулупов Георгий/Юрий Иванович; ок. сер. 1550-х – 1636/1637), иеромонах Троице-Сергиева монастыря, книжник, профессиональный писец. В начале XVII в. священник Георгий Тулупов служил в Сретенской церкви Старицы, занимаясь перепиской книг на заказ. Возможно, после оправдания прп. Дионисия в деле о правке книг (1619) перебрался в Москву. 1 октября 1626 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1