Тверь в записках путешественников Вып.3

346 – А где же? – задал я лукавый вопрос. – Говорят, увезены куда-то, не то в Москву, не то в другое место. А впрочем, хорошенько не знаю, может быть, и здесь. А вы приезжие? – Приезжие. – Откуда? – Из Петербурга. – Я вот вам сейчас схимника   240 позову, он и покажет. Явился позванный им старичок схимник, в шапочке с крестами спереди и сзади, очень добродушного вида, от старости несколько туговат на ухо. Пока он отпирал дверь в палатку, составляющую нижнюю часть колокольни, монах указал нам издали на небольшое окно подле церкви Иоанна Богослова, в здании старых ворот. – Вот окошечко-то, – заметил он, – тут, говорят, патриарх-то и жил в последнее время. Там у него подле ворот и келья была. Схимник отворил дверь, и мы по узкому коридорчику вступили в палатку. По поводу этой палатки в рукописном житии Иова, нахо- дящемся в библиотеке Саввино-Старожевского монастыря, приведен рассказ о явлении патриарха Дионисию и его замечание, не совсем, впрочем, понятное. «И по представлении его (Иова), – говорится в рукописи, – и по погребении, по его святительскому приказу и по- велением архимандрита Дионисия над гробом его создана палатка ка- менна. И не по мнозем же времени является святейший Иов патриарх архимандриту Дионисию и глаголет ему: поставили вы над гробом моим палатку не по моему приказу, мне-де палатку строить не тем переводом». Впереди у стены, прямо против входа, помещалась каменная ор- наментированная гробница, в которую при погребении было положено тело патриарха и где оно находилось в продолжение сорока пяти лет до перенесения в Москву. Вместо крышки на гробнице было помеще- но большое изображение Иова вроде иконы в серебряной ризе. – Ведь покойный патриарх, кажется, не причислен к лику свя- тых? – осведомился я. – Нет, нет, не прославлен, – заговорил монах, – а это вот у нас схимник панихиды по нему служит, так он это уже от себя и украсил. Схимник стоял молча; он, по-видимому, ничего не слыхал из наше- го разговора. Впрочем, надо заметить, что, украшая портрет серебря- ным окладом наподобие иконы, он мог быть прав по-своему. В житии 240 Схимник (схимонах) – монах, посвященный в схиму; схима – высшая сте- пень монашества, предписывающая затвор и соблюдение строгих правил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1