Тверь в записках путешественников Вып.3

355 тверском <епископе Акакии>, а отдела- ся сия святая церковь в лето 7069 и освящена <на память> великих страстотерпцев и русских князей Бориса и Глеба и святого чудотворца Николая Великорецкого, родителям на помино- вение и в память про- чим родом, и сему граду на украшение и на ут- верждение от противных супостатов и всем хрис- тианам на спасение».   251 Надпись эта относится к одному из крайне ин- тересных сооружений эпохи Грозного. К сожалению, этот древний памятник нашего древнего зодчества около 1803 года был разобран, и материал его употреблен на постройку нового собора. Если бы местный старожил г. Веревкин не сделал в свое время рисунка с этого храма, мы не имели бы о нем никакого представления, а между тем старицкий Борисоглебский храм мог бы быть назван по стилю младшим братом московского Василия Блаженного. «После церкви в Дьякове и Василия Блаженного, – го- ворит архитектор Л. В. Даль, – это третий образец церкви XVI века, построенной не по общепринятой у нас форме четырехугольника с тремя абсидами и главою, а в виде кучки из нескольких восьмигран- ных, башнеобразных строений, служивших каждое отдельною церко- вью или приделом. Эта форма плана сопровождается на Дьяковской церкви и Василии Блаженном необыкновенно богато распещренными фасадами, не только не похожими на остальные дошедшие до нас рус- ские церкви, но даже и между собою; можно подумать, что вкус рус- ских, освободившихся только что от татар и сделавшихся из подданных властителями, поднялся на короткое время и пустился в изобретатель- ность и новизну, покуда духовенство не вернуло его на старый путь». Фасад Борисоглебского храма сравнительно с Дьяковскою церковью и Василием Блаженным отличался крайнею простотою: пять приделов 251 Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. Год 5-ый / сост. <и автор рисунков> А. Мартынов; текст И. М. Снегирева. М., 1857. Памятник на месте Борисоглебского собора в Старице. Рисунок. 1893

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1