Тверь в записках путешественников Вып.3

365 «запустевшим издавна». Остальное пространство города было занято дворами бояр и служащего люда, амбарами, торговыми лавками, полу- лавками и скамьями. Если нынешний собор, построенный в конце XVII века, не пред- ставляет интереса глубокой древности, зато о месте, на котором он по­ ставлен, можно смело сказать, что оно «земля свята есть». Искони на этом месте находилась главная духовная твердыня города, снача- ла (около 1271 г.) деревянный собор св. Козьмы и Дамиана, потом, в 1285 году, при князе Михаиле Ярославича и епископе Симеоне, заложен каменный Преображенский храм – Спас Золотоверхий, ра- зобранный за ветхостью в XVII столетии. Нынешний собор построен архиепископом Сергием в 1682 г. по образцу московского Успенского собора. Его пять глав, увенчанные массивными золочеными креста- ми, окрашены в синюю краску, на которой, как на небе, разбросаны яркие золотые звезды. Такое украшение глав мы видели на многих церквах Тверской губернии. Против юго-западного угла находится высокая трехъярусная колокольня, построенная около половины про- шлого столетия. На ней вместе с новыми колоколами находятся и три старых: первый – времен Алексея Михайловича, второй – Михаила Феодоровича и третий – времен Грозного с упоминанием на надписи имени св. Анастасии.   265 Тотчас же при входе в собор мы увидели изображение князя-муче- ника Михаила Ярославича. Икона писана масляными красками и при- надлежит, несомненно, новейшему времени, но на ней передан тип князя, взятый со старинной иконы. Облик святого настолько харак- теристичен, настолько чужд всякой условности, что, несмотря на раз- деляющие нас 500 лет, в голову невольно приходит мысль о точном портрете князя. Если древняя икона и не может быть почему-либо отнесена к XIV веку, то она легко могла быть скопирована с более древнего оригинала, написанного вскоре после мученической кончины князя. Наружность Михаила Ярославича, судя по изображению, от- личалась крайним добродушием. Этот высокий, открытый лоб, пере- ходящий в заметную лысину, курчавые волосы, негустая и недлинная борода, не прикрывающая и подбородка, небольшие, слегка опущенные усы – всё это мало заключает в себе героического и воинственного, но в светлых, открытых глазах, в спокойных, почти мягких линиях бровей, в контуре губ и общем выражении лица читаешь какую-то добросердечную простоту и, несмотря на сухость древнего рисунка, чувствуешь приятный, симпатичный облик тверского князя. 265 См.: Салимов А. М . Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1