Тверь в записках путешественников Вып.3

367 – Знаю, зачем идут – убить меня. Он наскоро отправил Константина к ханше, а сам стал творить последнюю молитву. Кавгадый и Юрий остановились на торгу, неподалеку от палатки Михаила, сошли с коней и послали убийц для совершения казни… Дикая, возмутительная картина встает перед глазами! Убийцы вры- ваются в шатер, разгоняют людей и начинают бить Михаила, дергают за колодку из стороны в сторону и, наконец, бросают его об стену вежи с такою силою, что вежа проламывается. Михаил вскакивает на ноги, его снова валят на пол, нещадно бьют пятами, ударяют головой о землю. Наконец один русский, быть может москвич по имени Романец, выхва- тив большой нож, ударяет князя в ребра и вырезывает сердце. Вежа разграблена, люди Михаила обобраны, избиты, закованы. Когда Юрий с Кавгадыем входят в шатер, тело мученика нагое лежит на полу. Увидав этот опозоренный труп, даже Кавгадый пришел в ярость и закричал на Юрия: – Не брат ли он тебе старейший, как отец! Зачем же тело его лежит нагое? Юрий велел своим прикрыть тело. Через несколько времени остан- ки князя были отвезены в Москву и некоторое время находились при церкви Спаса на Бору, пока наконец тверичи не выпросили их у Юрия и не перенесли на родину. На двух из центральных столбов тверского собора находятся два изображения последних минут благоверного князя. На первом мы видим его предсмертную молитву, на втором – момент самой кончи- ны мученика. Картины эти написаны в 1838 году по благословению Тверского архиепископа Григория.   267 Помимо своего содержания, кар- тины обращают на себя внимание и художественностью исполнения. Профессор С. П. Шевырев, заехавший в Тверь на обратном пути из Кирилло-Белозерского монастыря в 1847 г., упоминает об этих изображениях и автором их называет ученика московской школы жи- вописи, свободного художника Орлова.   268 На нашем рисунке мы по- местили главную группу из предсмертной молитвы, а над нею вверху вид древней тверской крепости со св. Спасом Златоверхим с вышеупо- мянутой старинной иконы, сохранившей нам тип Михаила Ярославича. Икона эта хранится в соборе. На ней вместе с князем изображена 267 Григорий (Георгий Петрович Постников; 1.11.1784–17.07.1860), архиепис- коп Тверской и Кашинский (28.07.1829–1.03.1848), митрополит Новгородский, Петербургский, Эстляндский и Финляндский (1856–1860), первоприсутствую- щий член Святейшего Синода. Богослов, борец со старообрядчеством, основопо- ложник церковной периодической печати в России. 268 См. путешествие С. П. Шевырева: Тверь 2 , с. 295.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1