Тверь в записках путешественников Вып.3

368 и его матерь Ксения, а посредине, поддерживаемая их руками, – твер- ская крепость. Под собором схоронены многие тверские князья с своими супруга- ми, как-то: первый князь Твери Ярослав Ярославич, казненный в Орде Александр Михайлович, Михаил Александрович Микулинский, Иван Всеволодович Холмский и другие. Светлый, просторный собор и внутри производит такое же прият- ное впечатление, как снаружи. По стенам всюду живопись на библей­ ские и евангельские сюжеты, а внизу целая портретная галерея твер­ ских архипастырей. У южной стены, неподалеку от гробницы Михаила Ярославича, по- мещается большой нерукотворенный образ Спасителя, хорошего пись- ма и, по-видимому, древний. Интересно, что до 1839 года образ этот находился в питейном доме села Кимры и привлекал массу богомоль- цев. Хотя чудотворений от него нигде записано не было, но в народе жило непоколебимое утверждение, что образ чудотворный, и молящие­ ся наполняли кабак. В 1836 году тверской архиепископ Григорий, впоследствии митрополит С.-Петербургский, обратил на это внимание и нашел, что место для поклонения святой иконе не совсем удоб- но. Оказалось, что кимряки давно уже хотели перенести ее в церковь и еще в 1825 году входили о том с прошением в тверскую казенную палату, но прошение оставлено без последствий на том основании, что икона принадлежит казне. Кимряки терпели несколько лет, но нако- нец не выдержали и собрали 50 рублей, долженствовавшие возмес- тить казне ценность иконы и ее украшений. Деньги были приложены к прошению, но результат получился тот же. Наконец, в 1836 году за дело взялся сам владыка и поручил хлопоты своей консистории, но и консистория получила от палаты вежливый отказ. А икона по- прежнему стояла в кабаке, доставляя порядочный доход целовальнику. Мало того, нашлись в Кимрах добрые молодцы, которые благодаря иконе придумали хотя и несложную, но довольно прибыльную спе- куляцию. Известно, что простой народ мало знаком с употреблением бумажников и портмоне. Еще покойный М. Е. Салтыков заметил, что у мужика сапоги – «всё одно что ломбард»,   269 но иногда ломбард этот из голенища переносится в платок, который обыкновенно помещается в шапке. И вот как только наступало воскресенье или другой празд- ничный день, когда окрестные крестьяне съезжались на рынок, причем каждый из них считал долгом побывать и в кабаке, добрые молодцы 269 Ср.: «¾научен доктор долголетним опытом и практикою, что у мужика сапоги все одно что ломбард» («Губернские очерки», очерк «Скука»; Салты- ков-Щедрин М. Е . Собрание сочинений: в 20 т. М.: Худож. лит., 1973. Т. 2. С. 227).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1