Тверь в записках путешественников Вып.3

386 сведения об его усовершенствованиях в хозяйстве и монастырской аг- рономии; вот несколько примеров. «До Филиппа игумена квас парили, ино сливали вся братия и слуги многие и изо швален, а при Филиппе парят квас старец да пять че- ловек, и сливают те же, а братья уже не сливают, ни слуги, ни изо швален; а тот квас сам сольется со всех щанов, да верх подоймут, ино трубою пойдет в монастырь, да и в погреб сам льется, да и по бочкам разойдется сам по всем». «Да до Филиппа игумена на сушило рожь носили многие братья, а Филипп игумен нарядил телегу; сама насыпается, да и привезется, да и сама и высыплет рожь на сушило». «Да до Филиппа игумена подсевали рожь многие братья, а Филипп игумен доспел севальню: десятью решеты один старец сеет; да при Филиппе же доспели решето; само сеет, и насыпает, и отруби и муку разводит розно, да и крупу само же сеет, и насыпает, и разводит розно крупу и высейки». «Да до Филиппа братья многие носили рожь на гумно веяти, а Филипп нарядил ветр мехами в мельнице веяти рожь» и т. д.   295 Не забудем, что всё это происходило в XVI столетии. Лет за сорок до св. Филиппа в монастыре был заточен Максим Грек, обвиненный в искажении перевода священных книг. Он прожил здесь двадцать лет и написал некоторые из своих сочинений.   296 Осматривая монастырь, мы познакомились с ризничим о. Алексеем, который любезно показал нам здешние достопримечательности. Собор, построенный в 1722 году, показался нам очень высоким, особенно внут- ри, но архитектура его ничем особенным не отличается. Лет сто назад в купол его ударила молния, пролетела по иконостасу и расколола цар- ские врата. В храме хранятся две старинные иконы: святителя Николая и митрополита Петра, из которых последняя особенно интересна по типу 295 Летописец Соловецкий / изд. архимандритом Досифеем. 3-е изд. М., 1833. С. 34–35. 296 Максим Грек (Михаил Триволис, 1470–21.01.1556), религиозный публи- цист, писатель и переводчик, прп. Прибыл в Москву в 1515 г. для перевода духовных книг (Псалтирь). Живя в Москве, начал критиковать власти, стал на сторону нестяжателей, отрицательно отнесся к намерению Василия III развес- тись с женой. Собор 1525 г. обвинил Максима в ереси, в сношениях с турецким правительством; отлучил от причастия и заточил в Иосифо-Волоцкий монас- тырь. В 1531 г. его вторично вызвали в Москву, предъявили новые обвинения (порчу богослужебных книг) и сослали в Отрочь монастырь под надзор епископа Акакия, который облегчил его содержание и разрешил читать и писать; но только в 1541 г. было разрешено причащаться Св. Тайн. В 1551 (или 1547) г. Максима перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Свт. Макарий внес часть его поучений в Великие Четьи-Минеи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1