Тверь в записках путешественников Вып.3

391 и коней всех в реку сорвет. Тут, прямо, режь бечеву скорее да Бога благодари, что цел остался. Мы, погонщики, точно разбойники – все с ножами и ходим. А лоцману не до руля: барку-то и так и этак выво- рачивает. Он только бегает да кричит, чтобы конец где-нибудь зача- лили. Конец-то ину пору по берегу бежит, тащится. Ну если поймаем, забежим вперед да где-нибудь и зачалим за дерево, за пень или там за что придется, в барке-то ведь тысяч по двенадцати пудов грузу. – А какие грузы? – Хлеб больше да еще рыба. Судаки сушеные – те в меш- ках, а остальные больше в бочках. От Макарья много рыбы идет. Вот на Макарьевских-то нам хорошо! Тут мы вдоволь всего поедим: и рыбкой угостят, и прочим. Однако прощения просим, – спохватил- ся он, – брат наказывал повидаться с ним поскорее; работа какая-то наклевывается. Он раскланялся и почти бегом пустился к пешеходному мосту, на- веденному через Волгу против устья Тверцы. На другой день на пароходе мы разговорились опять с одним из по- гонщиков и имели случай пополнить наши сведения относительно конной тяги. Новому нашему собеседнику приходилось неоднократно бывать и в Осташкове, и в Торжке, и в Волочке. По его словам, в прошлом году вверх по Тверце прошло до сотни судов, но они поднимались не далее Торжка, где товары перегружаются на «Новоторку»,   299 или Волочка, где они поступают в вагоны Николаевской железной доро- ги. Тверца, по его описанию, быстрее Волги, но имеет песчаное дно, за которое, в случае надобности, всегда можно захватиться якорем. В Волге есть очень спокойные плеса, но встречаются и «ярые», бойкие места. Большие суда тянутся обоими берегами и в бойких, стремитель- ных местах, в порогах, проводятся поодиночке, причем к судну под- прягаются лошади и от других судов, стоящих на якоре и ожидающих очереди. А места попадаются иногда очень «ярые». – В Бенском пороге,   300  – заметил он, – так прямо глазом и видно, что надо судно на сажень вверх поднять. Впрочем, крупные суда выше Ржева не поднимаются. 299 Новоторжская железная дорога – часть хордовой железнодорожной линии Лихославль – Торжок – Ржев – Вязьма, проходящей по Тверской и Смолен­ ской обл. с севера на юг и являющейся составной частью железной дороги Петер- бург – Симферополь; применяется к отрезку между Лихославлем и Ржевом. Участок Лихославль – Торжок открыт в 1870, участок до Ржева открыт в 1874 г., Ржево-Вяземская железная дорога сооружена в 1888 г. В 1894– 1895 гг. вся железная дорога от Торжка до Вязьмы перешла в состав Никола- евской железной дороги. 300 См. путешествие Н. Я. Озерецковского ( Тверь 2, с. 27).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1