Тверь в записках путешественников Вып.3

48 которое так шеломит подчас юношу; учитель словесности не считал святотатственным напоминать и направлять экзаменующегося; наконец, на экзамене не довольствовались одними билетами, попавшимися учени- ку, а задавали вопросы из всего пройденного. Вообще экзамен во мно- гом напоминал обыкновенную беседу; а кто не согласится, что при таком роде испытаний легче всего узнать не только познания, но и степень развития экзаменующегося¾ Позволю себе сделать только одно заме- чание, на которое навели меня ответы двух-трех воспитанников. В некоторых наших средних учебных заведениях гг. преподаватели на лекциях истории русской литературы иногда слишком много обраща- ют внимания на частности биографий отечественных деятелей. Что ж выходит из этого? Частности, анекдотцы западают в голову воспи- танника, а обстоятельная характеристика сочинений того или другого классика, знакомство с ним ускользает от его понимания. Кто, напр., не слышал ответов на экзаменах о Ломоносове, Державине, Крылове, Гоголе и др.? Как обстоятельно расскажет вам иногда воспитанник о деревенской жизни Ломоносова, о его катаньях по морю, о величе­ ственных картинах северной природы, представлявшихся нашему поэту, о его бегстве из родительского дома, о лишениях заграничной жизни и проч. А попробуйте спросить о грамматике или риторике Ломоносова? В чем состоит значение того или другого сочинения? В чем их досто- инства и недостатки? Уверяю вас, что редкий ответит удовлетворитель- но. О Державине ли речь – вы слышите анекдотцы о том, как узрел он впервые комету и произнес слово Бог , как трудился потом над одой, к Нему обращенной;   34 далее узнаете все обстоятельства появления в свет «Фелицы» и редко услышите точный и положительный ответ, какое место должен занимать наш лирик в истории русского образова- ния, насколько он служит выражением своего времени, как надо смот- реть на его сатирические выходки, насколько они согласовались с его собственною гражданскою деятельностью, и т. п. О Крылове опять та же история: биографические подробности вытесняют из ответа ученика надлежащий, критический обзор исто- рии басни в нашем отечестве, в чем именно состоит заслуга Крылова как баснописца относительно его предшественников, как русских, так и иноземных, и т. д. Всё сказанное нами относится к тверской гим- назии не более , нежели ко многим другим. Воспитанники здешней гимназии, насколько мы успели заметить, показались нам юношами развитыми, немало читавшими и находчивыми при ответах; только два- три ответа навели нас на высказанное замечание. Тем-то более стран- но, что из 19-ти человек, составляющих выпускной класс, только 7 или 8 человек готовы вступить в университет. Сколько нам ни доводилось 34 Ода Г. Р. Державина «Бог».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1