Тверь в записках путешественников Вып.3
49 посещать провинциальные гимназии, везде или почти везде процент поступавших в университет был незначителен относительно числа окан- чивавших курс. Где причины этого явления? – Недостаток средств со стороны родителей, – ответил мне один из педагогов, – лишающий их возможности отправить сына в столицу; с другой стороны – пристрастие к военнослужебной карьере: из поня- тия, сильно укоренившегося в отживающем поколении, что-де военная служба есть кратчайшая дорога к чинам, отличиям, славе – ну, эту госпожу мы приплетаем только к слову, – затем к благоприобретенно- му состоянию либо к денежной невесте – из этого понятия происходит то, что нежные родители выхватывают сына из 3-го, 4-го классов гим- назии и спешат передать его в специально-военное заведение. Иногда же, не в состоянии будучи и этого сделать, родители все-таки берут сына недоучившегося и определяют в гражданскую службу: он-де на- учен уже настолько, чтоб добывать денежку. И вот юноша, оторван- ный от школьной скамьи, лишенный будущности вполне образованного человека, влачит жалкую жизнь по судам и приказам, медленно подви- гаясь по лестнице канцелярской иерархии… Всё это справедливо; но почтенный воспитатель обошел еще одну причину, почему до 7-го класса гимназии доходит так мало воспи- танников и из этого небольшого числа редко третья часть поступает в университет. Причина эта кроется в направлении, в методе препода- вания многих предметов, в недостатке, наконец, способных преподава- телей. Как часто случается, что латинский язык, либо математика, либо другой какой-нибудь предмет не преодолевается воспитанником вовсе не потому, чтобы он был не способен его понять, а потому, что без- дарный учитель не умеет растолковать своего предмета, а главное – привязать к нему; как часто, повторяем, предмет этот является камнем преткновения для бедного юноши! В нем не потрудились воспитать сознания, что дальнейшее образование более нежели необходимо; ему опротивело учение бестолковым вбиванием в голову той или другой премудрости – и вот он рвется вон и не грустит об ускользающей от него дороге в университет… – Все-таки хорошо и то в гимназиях, – заметил мне один студент семинарии, с которым я разговорился по выходе из гимназии, – хо- рошо уже и то, что там никто не дерзнет ничего сказать воспитаннику против университета; а вот у нас, в семинарии, дело гораздо проще: услышит, бывало , инспектор либо отец-ректор, что ученик затеял идти в университет, – и пойдет его пилить да пилить: «Что, негодяй? Что затеял? Воротнички стал выставлять, волосы отпустил, в универ- ситет идешь, чай, уже табакокурение зачал? Я те покажу университет!» И впрямь покажет дорожку, да только не в университет, не на доброе¾ Сколько раз случалось, что ученик идет-то и в риториках, и в филосо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1