Тверь в записках путешественников Вып.3

56 беспокойством ждут, когда голос профессора поднимет кого-нибудь к ответу. Сегодня репетиция. Дело идет об ораторском искусстве. У профессора тетрадка с вопросами, род конспекта; руководствуясь им, он спрашивает и наводит при ответе студента. Читали ли вы когда-нибудь и какую-нибудь хоть позднейшую книгу теории словесности? Ну, например, «Материалы к теории сло- весности» А. Смирнова ?   55 Если читали, так, без сомнения, помни- те, какая там куча самых дробных, самых отвлеченных и решительно всегда и везде бесплодных определений. Помните, как деревенеет го- лова по мере того, как вчитываешься в подобную теорию ? Теперь возьмите же риторику чуть-чуть не 80-х годов прошлого столетия, а по меньшей мере 20-х нынешнего, составьте по ней лекции, заставь- те мальчика задолбить из них несколько страничек и потом пробараба- нить заданное¾ Тогда вы испытаете то же, что испытал я при ответах нескольких риториков здешней семинарии.   56 Отец-ректор задал им несколько вопросов; ответы могли бы обнаружить, насколько пони- мает отвечающий то, что он так бойко, зуб в зуб, заучил; но ответы обнаружили только робость пред самостоятельным размышлением или непонимание выученного. Переходим в класс среднего отделения: отвечают из библейской истории. – Скажите, пожалуйста, – спросил я одно лицо, – для чего они отвечают таким варварски-надутым, книжным языком? Для чего, напри- мер, вместо «Авессалом зацепился волосами и повис на дереве» ученик отвечает: «Авессалом роскошными власами своими»   57 и проч., и проч.? – О предметах и событиях высоких, – отвечает лицо, – надо и говорить высоко: повествуемое оттого бывает возвышеннее. – Так уж отвечали бы прямо на церковнославянском языке; а то здесь ни русский, ни славянский язык, а смесь того и другого, и, как мне кажется, не делает ответ возвышеннее… 55 Смирнов Александр. Материалы для учебной теории словесности. М.: б. и., 1858. 56 Я имел терпение у себя на дому просмотреть несколько тетрадок семинар- ских лекций. Голова идет кругом! Почти всё, что писано в последнее время по вопросу о воспитании и по поводу разных учебников, как бы умышленно пренебрежено либо вовсе неизвестно составителям этих несчастных руководств. Таковы, в особенности, логика, психология, частью физика (весьма неискусная компиляция по Ленцу) и нек. другие. Жаль, что из боязни растянуть наши заметки мы не можем привести некоторые выдержки, особенно оригинально, например (в психологии), проклятие «страстям человеческой природы», тем самым, которые, по словам руководства, «современная литература нарицает блес- тящими свойствами человеческой природы». – Прим. Семевского . 57 2 Цар. 18:9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1