Тверь в записках путешественников Вып.3

57 А! вот еще класс младшего отделения. Та же духота, теснота, та же робость воспитанников, более того, какой-то необъяснимый страх при ответах. Репетиция лекций словесности. Ученик бойко, буква в букву по запискам, разрешает весьма важные вопросы о том, что такое гимн, ода, баллада, идиллия, что такое вообще поэзия, ис- числяет ее виды. – А скажите, пожалуйста, – спрашиваем мы, – что поэтичес- кого в наших народных песнях? Вы, вероятно, слыхали их? В чем их содержание, какой общий характер, на какие они разделяются, под влиянием каких обстоятельств слагались и слагаются? Одним словом, скажите, что знаете о русской народной песне? Молчание. Профессор развивает, разъясняет наши вопросы, как говорится, наводит . Ученик, прекрасно книжно разъяснявший отличия оды от баллады и проч., немеет, лишь только дело коснулось до предмета, долженству- ющего быть понятным чуть не с колыбели. Вызываем другого, третьего. Каждый переносит взор от профес- сора к отцу-ректору и либо красноречиво молчит, либо мямлит что-то такое, видимо, стараясь вспомнить, как об этом сказано в учительской тетрадке; самому ж подумать, еще больше, своим языком сказать¾ нет уж, увольте! Как на это еще взглянет наставник и прочий педаго- гический чин! Я пробыл в семинарии немногим более часу. Нет сомнения, что ни от чего другого, как от удушливой жары, мне стало тяжело: кровь прилила к голове, сделалось дурно, и я поспешил выйти. – Конфузятся они, – говорило сопровождавшее меня лицо, – смущаются только пред посторонним. А то, вообще говоря, они не за- трудняются при ответах. И винить их нельзя; поверите ли, ведь вы чуть не первый, кто на моей памяти полюбопытствовал зайти в семи- нарию… И все-таки ныне преподавание не в пример идет лучше прежне- го. В давно протекшую старину, как гласит предание, и смех и горе были. Вот хотя мое посещение взять. Так ли бы это было прежде? Профессоров сейчас бы предуведомили; они засуетились бы, сказали, о чем и кого будут спрашивать, и затем в преуморительном страхе спрашивали бы одно и то же и одних и тех же вплоть до того времени, как распахнулась бы дверь и явился никогда не желанный, но бояз- ливо жданный посетитель!.. Профессора унижались пред начальником и, в свою очередь, с невыносимым презрением относились к воспи- танникам; о сближении учеников с учителями, о взаимном доверии, о порядке, основанном на уважении к старшим и к постановлениям, а не на едином страхе, не было и помину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1