Тверь в записках путешественников Вып.3

6 Дорога по суше должна быть проложена, организована. Чтобы путе- шествие стало путешествием, а не научной экспедицией по «неведомым дорожкам» в поисках «невиданных зверей», пространство должно быть предварительно освоено человеком. На суше человек рождается, здесь он живет всю свою жизнь, и здесь его кладут после смерти. Но такая родная суша, земля требует для путешествия специальной подготовки.   2 Дорога по воде такой подготовки не требует. Вода не такое родное пространство для человека, как суша, но ее не надо расчищать, чтобы отправиться по ней в путь-дорогу. Вода изначально организована для путешествия. Поэтому первые дороги человека всегда шли по рекам. Расчистить и вытоптать тропинку в лесу гораздо более сложное дело, чем воспользоваться дорогой-рекой. Можно было бы сказать, что суша – это место жизни человека, а вода – это место его передвижений. Правда, в мировой культуре путь человеческой жизни (да и история всего человечества) чаще всего представляется в виде путешествия по воде – от истока до устья. Таким иносказанием служил образ реки в византийской и русской иконописной традиции. На ранних русских иконах мы видим Христа, представленного стоящим на вершине горы, из которой изливаются четыре потока: это образ рая, а четыре реки символизируют четыре Евангелия. На фресках по мотивам Страшного суда из-под ног Христа- Судьи вытекает огненная река, унося с собой грешников в ад. Этой теме посвящены многочисленные стихи самых разных поэтов и самых разных народов. Жизнь человека изображалась как река: «Четыре возраста человеческих: Отрывок из Делилевой поэмы: Воображение» А. Ф. Воейкова, «Жизнь» В. А. Жуковского, «Мои четыре возраста» А. А. Дельвига, «Элегия» М. Д. Деларю. И даже жизнь человечества изображалась как поток: «Осмнадцатое столетие» А. Н. Радищева, «На тленность» Г. Р. Державина. Только у А. С. Пушкина в «Телеге жизни» изображен не водный, а сухопутный путь жизни.   3 Суша – это статика, а вода – движение. Да, вода всегда подвижна. Уже в силу неустойчивости своего по- ложения на ней человек воспринимает воду как стихию подвижную. 2 О природной и социальной аритмии сухопутного пути см.: Милюгина Е. Г., Строганов М. В. Динамический текст русской культуры: пространство в зеркале путешествий //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Фило- логия. 2013. № 3. С. 70–77. 3 См.: Строганов М. В. 1) Человек в художественном мире Пушкина: учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1990; 2) Человек в русской литературе первой половины XIX века: учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Филология». Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001; Милюгина Е. Г. 1) «Живых и мертвых вод исток»: акватическая мифология в русской поэзии конца XVIII – начала XIX в. //Мир романтизма. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. Т. 9 (33). С. 42–58; 2) Русская река. М.: Белый город; Редакция «Воскресный день», 2012. (Русская традиция)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1