Тверь в записках путешественников Вып.3

62 своих дочек при вести, что их будут воспитывать вместе с мещанками, но теперь свыкаются с мыслью о преимуществах открытого воспита- ния против закрытого, институтского. Да и нельзя не свыкнуться при таких методах преподавания, какие я заметил на лекциях истории, за- кона Божия и русского языка. Это были не  уроки, а  беседы, искусно веденные преподавателями; вопрос следовал за вопросом, девочки вы- зывались быстро одна за другой, так что внимание класса напряжено, все слушают, каждая спешит найтись в ответе, время летит и скоро, и полезно, и без малейшего утомления с той и другой стороны. В осо- бенности нельзя было не порадоваться на преподавание закона Божия. Этот важнейший предмет редко преподается не сухо и не вяло¾ В низшем классе занимается преподаванием русского языка недавно выпущенная воспитанница Смольного монастыря, причем прекрасно пользуется новейшею методою практического преподавания родного языка, руководствуясь книгою г. Ушинского.   66 Все девочки в однообразных платьицах (это уж маленькая форма- листика!), и несмотря на то, что классы освобождены от присутствия классных дам, все и сидят, слушают, и отвечают весьма удовлетво- рительно; все девочки-малютки отвечали на мои вопросы свободно, без ложного стыда, без опущения очей в землю, робкого топтания на одном месте, без стыдливого румянца на щечках – словом, без всех тех обычных явлений ложного стыда, без которого ни одна почти пансионерка и институтка не стала бы отвечать (в старину) не только постороннему посетителю, но и своему преподавателю. Я не удержался, чтоб не спросить нескольких девочек, кто такие их родители: у одной оказался мещанин-торговец, у другой – чи- новник, у третьей – служащий на пароходной пристани, у прочих священник, диакон и проч. (Мещан оказалось 15, духовного сословия 8 и т. д.) При этих ответах я заметил, что сословных отличий среди этих девочек нет никаких; все они общие подруги, все связаны, срав- нены общим стремлением – учиться и учиться. И помогай вам Бог выучиться тому, что, по словам вашего руководства, даст вам «со вре- менем возможность занять в обществе почетное (?) и полезное место и жить на пользу себе и другим».   67 66 Ушинский Константин Дмитриевич (1824–1870), педагог, основоположник научной педагогики в России. 67 Руководство для воспитанниц Тверского Мариинского женского училища. Тверь, 1861. Руководство между прочими советами предлагает девочкам задавать себе каждый вечер ряд вопросов вроде следующих: «Употребила ли я с пользою средства, данные мне для образования? Умею ли я владеть собою?» и проч. Рассмотрев свое поведение, воспитанница должна заметить, к какому греху она наиболее расположена, и должна стараться побеждать всякую злую и грешную склонность. Воспитанница должна понимать необходимость тех наук, какие ей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1