Тверь в записках путешественников Вып.3

67 и неустанное участие в придворных интригах отвлекало благочестивую Мавру Егоровну от исполнения ее желания до 1751 года.   82 Только тогда разобрана была прежняя монастырская церковь и приступлено к постройке нового храма по образцу великолепной модели; естес- твенно, что создание такого храма требовало много денег и много времени; то и другое расходовалось графиней в ее придворной жизни, и поэтому немудрено, что постройка подвигалась весьма медленно; за присмотром над работами от графа Шувалова определены были капитан и капрал с шестью солдатами; граф Петр Иванович, са- новник именитый, по обычаю того времени распоряжался офицерами и солдатами как своими служилыми людьми. Между тем в обитель продолжали присылать разную утварь, книги и образа; бесспорно, драгоценнейший вклад – это был образ мозаичный работы знаме- нитого Ломоносова.   83 Это нерукотворенный образ Спасителя в два вершка с половиною длины и два с четвертью ширины; он вправлен в серебряную вызолоченную рамку; на задней стороне образа над- пись: «Сей нерукотворенный образ Христа Спасителя нашего по же- ланию сиятельнейшей графини Мавры Егоровны Шуваловой сложен Михаилом Ломоносовым в начинании опытов мозаического художе­ ства в Санкт-Петербурге 1753 года». Можете представить, с каким любопытством рассматривал я грубую (особенно уродливо сдела- ны губы), весьма неискусную работу бессмертного Ломоносова, его первый опыт мозаического художества. Это драгоценное достояние Малицкой обители всегда будет привлекать внимание путешественни- ка. Считаем излишним пересчитывать вещи, присланные Шуваловыми в этот монастырь; они переименованы в печатном описании монастыря и хранятся в ризнице. Графиня хотела завести в монастыре много- численную братию так, чтоб каждый день служили по три литургии; 82 Работы по каменной застройке монастыря в стиле барокко начались в 1751 г. Территория монастыря (четырехугольник 138,5 х 85 м) была обнесена камен- ной стеной с башнями по углам. В центре находился Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом свт. Николая и ризницей; к востоку от собора братский корпус; в южной части настоятельские покои; над Святыми вратами двухъярусная колокольня, по сторонам церкви Покрова и Петра Афон- ского. В одной из них – икона работы М. В. Ломоносова. 83 Ломоносов М. В. Спаситель Нерукотворный Спас. 1753. Мозаика. 11,2 х 9 см. ГИМ. Мозаика набрана крупными кусками колотой смальты непра- вильной формы, рассчитана на отдаление от зрителя. Лик Христа (лицо полное жизни, зоркие глаза) восходит к иконописи XVII в. Мозаика поступила в монас- тырь вместе с другими иконами М. Е. Шуваловой; до 1917 г. хранилась в монас- тыре, затем передана в Калининский краеведческий музей, в 1948 г. поступила в ГИМ ( Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова: мозаики. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 149–150).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1