Тверь в записках путешественников Вып.3

68 предназначалось выстроить в монастыре шесть церквей, но все эти работы скоро значительно уменьшились, а потом и вовсе прекрати- лись. Мавра Егоровна скончалась 9 июня 1759 года, на 52-м году от рождения. Тело ее с торжеством, в сопровождении ею завещанной святыни, также двух пушек и двух знамен, трофеев ее мужа, переве- зено в монастырь и здесь погребено в склепе под правою придель- ною церковью.   84 В этом склепе в свинцовом гробе положен ее сын Николай (ум. в 1754 г.), а в девяти деревянных гробах – остальные члены ее фамилии . Достойно замечания, что гробы не были зарыты в землю, а поставлены на деревянные катафалки; говорят, что Мавра Егоровна завещала себя не погребать в уверенности, что этим спасется от пожрания червями; гробы и катафалки сгнили, и шуваловские кости рассыпались; так они и оставались до 1829 г., когда при переделке нижнего свода иеромонах Арсений   85 собрал их в два общие гроба. Монастырь невелик: в нем четыре монаха; посещается он народом довольно редко, а между тем по красоте местоположения, по своей постройке (далеко, впрочем, отступившей от исполнения модели), по мозаичной работе Ломоносова и, наконец, по своей ризнице за- служивает особенного любопытства. Здесь каждая вещь напоминает графиню Мавру Егоровну и ее мужа: вот громаднейшие сосуды, ка- дила, блюда, дарохранительницы; двухпудовое Евангелие в драгоцен- ном окладе,   86 золотой крест с частицей от ризы Спасителя (им бла- гословила Николая Шувалова императрица Елизавета), старинные деньги, множество церковных облачений из дорогих платьев Мавры Егоровны, два знамени, три-четыре сотни церковных книг, издания времен Елизаветы, наконец, у окна – она сама, Мавра Егоровна, то есть ее живописный, прекрасно сделанный современный портрет. Я долго и внимательно вглядывался в это красное, оплывшее лицо, серые хитрые глаза, в развитый бюст этой лукавой, честолюбивой женщины. Мавра Егоровна изображена в розовом платье декольте, с напудренною прическою; на плечи накинута горностаевая шуба. Тут же стоит портрет ее мужа: Петр Иванович как живой высту- пает из рамки портрета, так живо схвачено выражение его физиономии: 84 Из трофеев, с которыми провожали тело Мавры Егоровны, уцелело только одно знамя: оно из белой тафты с изображением единорога , окруженного воин­ ской арматурой. – Прим. Семевского . 85 Арсений, эконом Архиерейского дома, строитель Николо-Малицкого монас- тыря (1828–1831). См.: Описание Николаевского Малицкого монастыря. С. 96–97. 86 Оно пожертвовано графом П. И. Шуваловым в поминовение о супруге в 1759 г. По необыкновенному весу этого подарка можно судить о горести Петра Ивановича. Евангелие стоит без употребления по причине своей величины и тяжести. – Прим. Семевского .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1