Тверь в записках путешественников Вып.3

74 По древности надписи этот памятник занимает второе место между известными русскими памятниками, т. е. первое после знаменитого Тмутараканского камня (граничный межевой камень князя Рогволодова, 1171 г.);   105 но и по значению принадлежащий Тверскому музею ка- мень весьма знаменателен: он остается немым свидетелем того, что еще в XII веке производимо было углубление и расширение для удобного судоходства реки Волги, которая в том месте, где найден этот камень, мелка и узка. Упоминаемый в надписи Иванко Павловиц, как пред- полагает г. Жизневский, есть храбрый новгородский посадник Иванко Павлович, павший в 1135 году в бою с суздальцами¾ В «Описании Тверского музея» А. К. Жизневского исследованию о помянутом камне посвящены весьма интересные страницы. Помянутый камень из глубины XII-го века служит укором министрам путей сообщений первой половины XIX-го века, небрегшим о своевременном углублении и улучшении фарватера Волги – кормилицы России. Пройдем, однако, по музею, оставляя, за недостатком в нашей ста- тье места, много заметок в записной книжке; упомянем лишь о тех предметах, которые остановили особое наше внимание. Так, в от- деле памятников церковных  – весьма замечательна икона св. князя Владимира и преподобных Аркадия Новоторжского и Моисея Угрина. Икона длиною 2 арш. и шириною 1 арш. 6 ½  вершк. Писал ее Пимен Федоров , зовомый Симон Ушаков , с учеником своим в 1677 г., что и выяснено в длинной надписи того времени. Это был царский жало- ванный иконописец Оружейной палаты, знаменитый своим талантом (умер в 1686 г.).   106 105 Тмутараканский камень (мраморную плиту с высеченной на ней русской надписью, 1068) обнаружил Н. А. Львов в 1792 г. в Тамани, в развалинах фанагорийской крепости ( Милюгина Е. Г., Строганов М. В. Гений вкуса: Н. А. Львов. Итоги и проблемы изучения: монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. С. 231; Майофис М. Л. Тмутараканский камень в культурном строитель­ стве конца XVIII – начала XIX века //Философский век. Вып. 10: Российский философ как социокультурный тип. СПб., 1999. С. 132–139). С публикации надписи А. И. Мусиным-Пушкиным (1794) и исследования А. Н. Оленина начались русская эпиграфика и палеография. Уникальность надписи ставила под сомнение ее подлинность, но теперь она признана подлинной. Надпись свя- зана со «Словом о полку Игореве» временем создания и упоминанием Тмутара- кани ( Рождественская Т. В. Тмутараканский камень // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: в 5 т. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 5. Слово Даниила Заточника – Я. Дополнения. Карты. Указатели. С. 122–123). 106 Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626–1686), московский иконопи- сец и график. Зиновьев Георгий Терентьевич, жалованный царский иконопи- сец (1670). Святые благоверный князь Владимир, преподобные Моисей Угрин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1