Тверь в записках путешественников Вып.3

76 весьма интересная именно потому, что на ней изображены все здания, находившиеся в XVII и начале XVIII столетий внутри монастыря, о чем свидетельствуют и надписи на этих зданиях. Старинный оклад от иконы Тихвинской Божией Матери, новгородских письмен,   108 лю- бопытен для объяснения того, как писалась на иконах чистая душа ¾ В музее между многими иконами старинного письма особенный интерес имеют те, которые изображают знаменитых подвижников, уроженцев именно Тверского края, как, например, архимандрит Дионисий , в мире Давид, уроженец г. Ржева и в 1610 г. бывший архимандритом Троице- Сергиева монастыря,   109 и некоторых других. Вообще икон здесь много, ( Жизневский . С. 45). Другие работы Недоноскова: Максим исповедник, с житием в 12 клеймах. 1727. ГРМ; Введение во храм. 1731. Новоторжская Николопустынская церковь; современное местонахождение неизвестно; Никандр, Прохор, Александр Невский и Алексей Божий человек в предстоянии перед иконой Богоматери. 1750/1776. Из Александро-Невской лавры, ГРМ. 108 Ср.: « Старинный оклад от иконы Тихвинской Божией Матери , новго- родских писем, пожертвованный А. Е Сорокиным, для объяснения того, как писалась на иконах чистая душа . На полях означенной иконы, как обозначают прорезные места, где были фигуры святых и надписи на окладе, изображены были: вверху – Св. Троица, в виде трех ангелов; по сторонам ее – св. Иаков пресвитер и прп. Иосиф Волоколамский; пониже, по сторонам иконы Божией Матери, – св. великомученик Никита и прп. Сергий Радонежский. В самом низу, в углах, в круглых клеймах, изображены – в одном Шестоднев, а в другом углу – Чистая душа . Шестоднев представлен в шести небольших кружках, в коих изображены шесть фигур. Чистая душа представлена <…> в виде юной девы, попирающей змия и угашающей пламень. Над нею вычеканена следующая надпись: ” Душа чиста, аки девица, не скверна, смирением змия попра, слезами пламень погаси“. Между Шестодневом и Чистою душою изображены с одной стороны прп. Зосима, а с другой – прп. Савватий, соловецкие чудотворцы, и посредине гроб, а над ним три человека в наклонном состоянии, с надпи- сью: ” Житие мое яко вода течет, а слава моя ничтоже ми бысть. Вчера тело честно, а днесь в гроб вселися“. Оклад медный, вызолоченный, величиною 12 ½ и 10 вершк., с красивым орнаментом» ( Жизневский . С. 51). 109 Дионисий Зобниковский (Давид Федорович, 1570/1571, Ржев – 10.05.1633), преподобный, архимандрит Троице-Сергиева монастыря. Отец был старостой Ямской слободы. Окончив обучение при Старицком Успенском монас- тыре, хотел стать монахом, но по воле родителей женился и стал священником в с. Ильинском около Старицы (1595–1596). Через 6 лет жена и двое сыновей умерли, и он принял монашество в Успенском Старицком монастыре, в 1605 г. стал архимандритом обители. Когда в Старицкий монастырь был сослан пат- риарх Иов, Дионисий принимает его как безвинно преследуемого и сближается с ним. Прибыв в Москву в 1607 г., становится помощником патриарха Гермогена в деле охранения законного порядка. В 1610 г. назначен архимандритом Троице- Сергиева монастыря. Узнав о резне между поляками и русскими и о сожжении Москвы 19 марта 1611 г., Дионисий отправил в Москву отряд Авраамия Пали- цына, рассылал по городам грамоты, призывая ополчиться на защиту отечества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1