Тверь в записках путешественников Вып.3

77 и они составляют в музее весьма интересный отдел;   110 еще более того любопытны царские двери ; их, если не ошибаюсь, до десяти и из них некоторые времен Иоанна IV Грозного, а есть, например, царские двери – никак не позднее XV-го века, вышиною всего 1 арш. 11 вер- шков и шириною 13  ¾  вершков¾ Но что любопытно в Тверском музее и приведено в превосходный порядок – это собрание крестов . Что за богатая коллекция и с какою рачительностью приведена она в порядок А. К. Жизневским! Крестов до 800 экземпляров, и, по сви- детельству самых компетентных археологов, отзывы которых приведены г. Жизневским в его почтенном труде, многие кресты принадлежат X, даже IX векам, когда они употреблялись язычниками, предками на- шими, как еще простое украшение, без изображения святых, с одним лишь орнаментом на них. Описанию крестов г. Жизневский посвятил до 20 страниц в своем труде, расположив предметы в строго систе- По мнению ряда исследователей, грамоты Дионисия подняли Минина и нижего- родцев. С 1616 г. занимался исправлением богослужебных книг. По подозрению в ереси в 1618 г. отлучен от церкви и заключен в Московский Новоспасский монастырь, но в 1619 г. вновь назначенный патриарх Филарет вместе с иеру- салимским патриархом Феофаном оправдали его и с честью возвратили в Тро- ицкий монастырь. Во второй половине XVII в. причтен к лику святых. Речь идет о списке И. И. Ощвусова с иконы прп. Дионисия, Радонежского чудот- ворца; подлинная икона XVII в. находилась во Владимирской церкви Ржева; список подарен ржевским городским головой Е. В. Берсеневым ( Жизневский . С. 55–57). 110 Помимо названных Семевским, Жизневский указывает иконы: Рождество Пресвятыя Богородицы; Ростовские чудотворцы Леонтий, Исайя и Игнатий; Свв. мчч. Борис и Глеб (все XV–XVI вв.); Преподобный Иоанн, списатель лествицы, или Лествица преподобного Иоанна (XVI – 1-я пол. XVII в.); Св. Василий Кесарийский (Великий; XVI в.); Иоанн Креститель (не дат.); Вос- кресение Христово; прп. Макарий Египетский (обе XV в., из Краснохолмского монастыря); наперсная Свв. мчч. Кирик и Улита (не дат., дар Е. Н. Бастамо- вой, Тверь); каменная Коронование Божией Матери (1777, дар И. В. Наза- рова, Тверь); Свв. мчч. Флор и Лавр (не дат., дар Симонова, свящ. Тихвин- ского погоста Ржевского у.); символическая (1-я пол. XVII в., вариант иконы XVI в.); Распятие Господне (нач. XVIII в., дар Н. В. Проскуряковой, Осташ- ков); Св. Троица (не дат., из деревянной Вознесенской церкви, Торжок); О тебе радуется, обрадованная, всякая тварь, Архангельский собор и человеческий род (не дат., из Твери); Введение во храм Пресвятой Богородицы (не дат., по новго- родскому подлиннику XVI в.); Крест Господень с предстоящими в молении (1656, дар А. С. Мыльникова); Тихвинская Божия Матерь (по семейному преданию, нач. XVII в., дар Е. Н. Березиной); резная на дереве Двенадцать великих праз- дников (XVII – 1-я пол. XVIII в., дар В. П. Успенского); с резным на дереве изображением семиконечного креста (не дат., дар Ф. И. Крылова, Весьегонск); с резным на дереве изображением осьмиконечного креста (не дат, из Торжка) и др. ( Жизневский . С. 41–60). Ныне частично в собрании ТОКГ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1