Тверь в записках путешественников Вып.3

9 на реке Цне ( Тверь 2 , с. 97–98). Поскольку обе реки составля- ют сердце Вышневолоцкой водной системы, закладка и возведение храмов стали своеобразным освящением этого главного водного пути Верхневолжья. Для частных же путешественников к концу XVIII в. стали оче- видны преимущества сухопутного передвижения: оно было ком- фортнее и быстрее. Так, при наличии Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем, позволявших, по примеру Екатерины II и четы Ольденбургских, часть путешествия совершить по воде, М. Н. Волконская, О. А. Кипренский, Г. В. Гераков, П. И. Сумароков, С. Т. Аксаков, А. О. Ишимова, Р. Шуман, П. И. Небольсин выбира- ют Петербургско-Московский тракт ( Тверь 1 , с. 263–287, 324–349; Тверь 2 , с. 73–142). К сухопутным представительским вояжам переходят и члены императорской семьи: великая княгиня Елизавета Алексеевна, ездившая в 1801 г. из Петербурга в Москву на церемонию коронации своего супруга Александра I, цесаревич Александр Николаевич, путе- шествовавший по России в 1831 и 1837 гг. вместе со своим наставником В. А. Жуковским ( Тверь 1 , с. 145–170, 241–254; Тверь 2 , с. 119– 126), великий князь Владимир Александрович, совершивший поездки по северу России в 1884–1887 гг.   5 Даже Н. Я. Озерецковский, пер- вым (в 1814 г.) описавший истоки Волги и озеро Селигер, не пересекал озера на водном транспорте. Во всяком случае, в его путешествии нет описания берегов со стороны воды. Озерецковский видит другой берег с этого берега, но никогда – с пространства воды. Можно было бы сказать, что Озерецковский совершил свое водное путешествие по суше ( Тверь 2 , с. 21–65). Чуть раньше, в 1811 г., Ф. Н. Глинка сделал попытку совершить водное путешествие из Ржева в Тверь. Но на по­ следнем перегоне путника застала суровая непогода, и он выбрал более комфортный путь по суше ( Тверь 1 , с. 171–240). Первым, кто в новое время совершил и завершил свое путешествие по воде, был А. М. Петропавловский. Вместе со своим престарелым отцом-священником, вместе с сестрой и ее семьей (муж-чиновник и ре- бенок) этот небогатый петербургский чиновник покупает в Твери лодку и нанимает гребцов. И таким образом в 1852 г. эти пятеро пассажиров и два гребца совершают водное путешествие до Калязина ( Тверь 2 , с. 303–400). Такие путешествия были, как известно, очень дешевы, и поэтому недостаточные люди всегда выбирали водные дороги. Петропавловский совершил свое путешествие по старинке. Но он будто предвосхитил тот водный бум, который начался в России во второй половине 1850-х гг. Изучение водных ресурсов стало пред- метом специальных научных экспедиций, организованных морским ведомством страны. На Верхнюю Волгу с этим заданием в 1856 г. 5 Случевский К. К. По Северу России. М.: ОГИ, 2009. С. 167–178.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1