Тверь в записках путешественников. Вып. 4

рублей из этих денег составляет пожертвование некого господина Воронина, осташевского уроженца, с назначением на расширение и улучшение обители, к которому имеют намерение приступить только теперь. Ежегодный доход пустыни, по исчислению господина Р-цова, простирался в 1862 году до 85 тысяч рублей, по собранным же мною сведениям, он простирается ныне до 60 тысяч рублей. Эти цифры указывают сами собой на большое стечение богомольцев в Нилову пустынь. По справкам, довольно достоверным, как, например, трапезная тетрадь , 1 число богомольцев простирается ежегодно до 100 тысяч человек. Наибольший прилив богомольцев из простонародья бывает в Великий пост и летом, по окончании посева. Богомольцам дается в монастыре бесплатное помещение и также бесплатно обед и ужин из хлеба, щей, кашицы, каши и превосходного кваса. Богомольцам не из крестьян подается обед в занимаемые ими кельи из двух или трех блюд. Самое большое единовременное стечение народа бывает 27 мая, в день празднования обретения мощей преподобного. В этот день и раньше, за два, за три дня, стекается к монастырю до 35 тысяч народу и более иногда, так что в течение этих дней монастырь расходует на богомольцев от 5 1 / 2 до 7 тысяч хлебов. Празднование этого дня всегда для Осташкова бывает целым событием. Я лично не имел удовольствия его видеть, а потому сошлюсь на описание его господином Р-цовым; из расспросов местных лиц, присутствовавших в последний год на этом празднике, я получил описание празднества 27 мая, почти однородное с рассказом господина Р-цова, а потому привожу его здесь, сокращая весьма мало. «В самый праздник, — говорит между прочим господин Р-цов, — из Осташкова отправляется в пустынь крестный ход. Для этого устраивается особая большая баржа, разукрашенная флагами (это почетная баржа, всё остальное время года стоит без употребления). По вступлении крестного хода на эту баржу она трогается от пристани, буксируемая девятью небольшими лодками, из которых на каждой сидит по три гребца, одетых в одноцветные рубашки, с белыми шапками на головах. По бокам главной баржи плывут еще две меньшие баржи, из которых в одной помещаются члены городовых присутственных мест, а в другой — наиболее значительные лица из числа жителей города Осташкова. Сверх того, за баржами следуют обыкновенно во множестве частные лодки, также разукрашенные флагами и фонариками. Семиверстное расстояние до монастыря переплывается в час с небольшим, и как только флотилия покажется в виду, в монастыре начинают звон к обедне. Крестный ход подплывает к самым Святым воротам (Архиерейские), где встречается архимандритом со всею братией, и начинается обедня… 1 В трапезную тетрадь ежедневно записывается число лиц из богомольцев, бывших за столом к трапезе. — Прим. Колышко. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1