Тверь в записках путешественников. Вып. 4

Вслед за крестным ходом с мощами преподобного Нила кругом монастырской ограды, продолжающимся иногда часа три, начинается радушное угощение проголодавшихся гостей и духовенства. Сначала отправляются к настоятелю, где предлагается посетителям чай и обильная закуска, обыкновенно истребляемая в мгновение ока. Потом отправляются в трапезу обедать. На первом месте садится сам настоятель, около него на верхнем конце стола располагаются на обоих концах стола наиболее почетные гости, и затем размещается всяк кто как может. Нужно заметить, что здесь не существует никаких особых приглашений: всякий желающий идет сам и усаживается за столом, если только есть еще место. Картина обеда, довольно обильного, весьма любопытна. Более 100 человек сидят за общим столом, накрытым во всю длину трапезной залы. Отец-казначей обходит кругом всего стола и радушно упрашивает сидящих кушать. Следует заметить, что за трапезой вино не подается, а только пиво и мед; но монастырские меда крепко и сильно действуют на головы, предварительно подготовленные завтраком в комнатах настоятеля, а потому нередко случается видеть, что кто-нибудь на нижнем конце стола в половине обеда поставлен в необходимость оставить трапезу — или произвольно, или при содействии отца-казначея, который вежливо напоминает гостю, что вне трапезы он может найти более покойное место, и даже распорядится поданием соответственной помощи. Бывают и другого рода вещи. Так, нам пришлось видеть, как во время обеда один из воспитанников одного высшего учебного заведения вместе с юнкерами квартирующего в Осташкове полка вздумали курить папироски, но так как сознавали неловкость подобной выходки, то эта операция совершалась чуть не под столом. Обед, постоянно оживляясь, продолжается около часа, и затем многие из участвующих отправляются опять в комнаты настоятеля, где происходит угощение плодами и десертными винами. Часов в пять вечера крестный ход обратно отправляется в Осташков. Настоятель с братиею провожает его до самых Святых ворот, затем возвращается в церковь, и после молебна угоднику рака с святыми мощами переносится на обыкновенное свое место. День этот празднуется и в самом Осташкове; большая часть его населения утром отправляется в монастырь, так что в городе запрещается даже топить печи во избежание опасности от пожара и затруднения тушить его по отсутствию жителей. Вечером же, по возвращении крестного хода в город, все улицы наполняются гуляющими, и в общественном саду играет музыка. Нужно заметить, что в Осташкове существует поверье, что в день 27 мая всегда бывает хорошая погода, какова бы она ни была до того дня. Нам два раза довелось быть в Осташкове в этот день, и действительно, в 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1