Тверь в записках путешественников. Вып. 4

далеко еще от Италии. Видно, сырой и холодный климат Селигерского прибрежья действует совершенно обратно на глотки сапожников, чем прибрежья Средиземного моря. Говорят, Марини был сапожником, но он бы наверно отказался от этого звания, прослушав пение своих собратьев по ремеслу в Осташкове… Но говорят, что осташковцы распеваются только в весеннее и летнее время, как соловьи. Тогда в роскошные ночи поют все, поет весь Осташков от мала до велика. Поют на улицах, на озере, в городском саду и, главное, на бульваре. Всякие «серенады», «камаринские» и специально «осташевские песни» оглашают тогда мирный и благорастворенный воздух мирного городка, заставляя беспокойно ворочаться на постелях, закрывать и всячески «заделывать» окна обывателей с менее аристократическими наклонностями. В это блаженное время, когда и коты и «всякая тварь» в природе поет, может, и раздаются по Осташкову трели самородков-теноров di-gracio, может, и Марини между ними найдется, но я, к несчастью, в это время в Осташкове не был. О драматических талантах осташковцев могу судить только по слухам, ибо храм этого рода искусств, сиречь осташковский городской театр, ныне «не действует». Как я сказал выше, ныне этот храм представляет собой руину серо- грязного цвета, с забитыми окнами и дверьми, внушающую собой у прохожих страх и инстинктивное стремление перебежать на другую сторону улицы. А ведь театр чуть ли не полстолетия был гордостью Осташкова; ведь основание его стоило больших усилий; ведь на сцене его давались произведения «великих мастеров», может быть, не совсем понимаемых любителями актерами из тех же сапожников, но зато весьма ценимые ими, зажигавшие «святой огонь» в грубой оболочке ремесленников. Да, много пользы, много и наслаждения приносил Осташкову его театр, и существуй он еще полстолетия, может быть, кажущееся развитие осташковца стало бы действительным развитием, и чванливое всезнание заменилось бы в нем скромным служением искусству. Самый блестящей период осташковского театра был в «савинские» времена. В 1858 году, благодаря заботливости и личным средствам городского головы Ф. К. Савина, театр был совершенно возобновлен. Помещение театра хотя не совсем красивое (бывший кожевенный завод), но довольно удобное и просторное, так что в нем устроено 11 лож, 34 кресла, 52 стула, вверху над ложами и под ними устроены галереи, так что всех зрителей может поместиться до 450 человек. Сцена довольно обширная, декорации, как говорят, были очень недурны. Постановкой пьес и вообще руководством в изучении ролей «любителей» занималась супруга Ф. К. Савина, бывшая когда-то звездой нашей столичной сцены и волей судеб заброшенная в Осташков. Руководство ее не всегда отражалось целесообразно на игре актеров, трепетавших перед 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1