Тверь в записках путешественников. Вып. 4

волжском пароходе на несколько недель или просто путешествуют по интересующим их местам на разных пароходах. Посвятив же Волге месяца два летних, они не только соединят полезное с приятным, но будут при этом пользоваться таким комфортом, какого наверное не встретят за границей, ибо волжские пароходы по удобствам, изяществу и простору помещений далеко оставляют за собою пароходы, плавающие, например, по Рейну и Дунаю. В попутных городах к услугам волжского путника хорошие гостиницы, мало чем уступающие столичным. Одно обидно: более сносные новые путеводители по Волге изданы на иностранных языках, а на русском таковых не имеется; есть, правда, из новых две книжки Лендера , 1 толстая книга Монастырского , 2 но они наполнены очерками, для большинства неинтересными, хотя прочитать их все-таки не мешает, равно как и издание В. Рагозина «Волга » 3 и в V томе всеобщей географии Э. Рекл ю 4 страницы 306—411 о Волге. Но для туриста нужнее сведения, так сказать «путеводительского» характера: цены проезда на пароходах, указатель местных произведений, сжатая история каждого города, указания: где остановиться, где есть, что смотреть и в какое время, сколько платить извозчикам и т. д. На это в волжских путеводителях не обращено внимания, не говоря уже о планах более крупных городов, что считается излишней роскошью. Тому, кто в первый раз приезжает в приволжский город, поневоле остается прибегать к тому усовершенствованному способу, который, как говорят, доводит до Киева, то есть спрашивать кого придется: какая гостиница лучше, где пообедать, сколько заплатить извозчику, а по городу ходить первое время как по вновь открытой стране, населенной неизвестными людьми, уподобляясь легендарному пошехонцу, заблудившемуся в трех соснах. Конечно и в этом есть своя хорошая сторона, так как зачастую приходится наталкиваться на сюрпризы; но, во-первых, их и без того немало рассыпано в русской жизни (и иные бывают не из числа приятных), во- вторых, приходится считаться с немалой потерею времени. Этим летом мы предприняли поездку на Волгу не ради только «туристского» отдыха и времяпровождения, но имели в виду попутно выяснить разные экономические вопросы, интересующие общественные и правительственные сферы. Других (более общих) наблюдений нами сделано очень мало. Вот почему наши наблюдения и описания, вне этих вопросов, могут, пожалуй, показаться несколько бледными. Во всяком 1 Лендер Н. [Рейхельт Николай Николаевич, 1864 — не ранее 1924] На Волге: Очерки, картинки, путевые заметки и обозрения. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1888. 2 Монастырский С. Иллюстрированный спутник по Волге. Казань: Типо-лит. Ключникова, 1884. 3 Рагозин В. И. Волга: в 3 т. СПб.: Тип. К. Ретгер, 1880—1881. 4 Реклю Жак Элизе (1830—1905), французский географ, автор книги «Земля и люди. Всеобщая география» (1873—1893, 19 томов). 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1