Тверь в записках путешественников. Вып. 4

случае, уступая желанию многих, постараемся отметить всё, представляющее более интереса. Кто отправляется на Волгу из Петербурга, тому лучше всего взять билет до Твери и оттуда начать экскурсию. Те же, кто поедет от Рыбинска, много потеряют, не видав красот Верхней Волги, еще мало испорченных нечистым дыханием меркантильного духа и фабричной цивилизации. Выехав из Петербурга вечером и прибыв в Тверь на другой день рано утром, можно в то же утро уже плыть по Волге. Но, конечно, настоящий турист на это не решится и на день, на два остановится в этом стольном городе, заслуживающем полного внимания. Нельзя же, в самом деле, в отношении городов Поволжья ограничиваться сведениями вроде преподанных щедринскому благовоспитанному мальчику, будущему сановнику, который, когда его спрашивали о нескольких поволжских городах, о каждом из них отвечал так: «город N стоит на реке Волге, имеет собор, острог и рыбные ловли» . 1 Далеко ли от этого мальчика ушли те, кто удержал в памяти, что в Твери было когда-то княжество, что ныне это губернский город на реке Волге (на каком берегу, неизвестно), снабженный положенными по штату деятелями и сеятелями, что около него большие фабрики и большой вокзал, где можно выпить-закусить и даже, если позволит время, купить для подарков замысловатых тверских пряников в форме рыб, коньков, гусаров. Притом и самый город из окна вагона не представляет картинного вида, ибо видны только его зады; проникают в него больше по необходимости, туристы же, видавшие более захватывающие картины Швейцарии, Тироля или Биаррица, хорошо знают, что в Твери нет ни безбрежного океана с его отливами и приливами, ни необъятных парижских магазинов, ни Колизея, ни целебных вод, ни даже рулетки. Но хотя все эти прелести здесь и отсутствуют, для истинно русских людей должны быть милы «иные картины» . 2 Путь от Петербурга до Твери описывался сотни раз, и путник, посмотрев реку Волхов, Веребьинский мост , 3 долину Мсты и еще два-три пейзажа, может на этом успокоиться. Остается разве упомянуть о Николаевской линии, что она самая дорогая в России (двести тысяч рубликов золотом за версту), но далеко не самая удобная, что за 43 года ее существования пассажирский тариф вместо того, чтобы уменьшаться, всё возрастал; так, например, в 3-м классе проезд от Москвы до Петербурга стоил когда-то три рубля, а теперь втрое больше. Будь это в Америке, 1 В книге М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа ташкентцы» гимназист на вопросы отца, «чем замечательны» города Лаишев, Свияжск, Чебоксары, отвечал: «стоит на реке Волге, имеет собор и рыбные ловли» ( Салтыков-Щедрин М. Е . Собрание сочинений: 20 т. М.: Художественная литература, 1970. Т. 10. С. 172). 2 Цитата из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 3 Мост через реку Веребья и Веребьинский овраг вблизи станции Веребье (ныне деревня в Новгородской обл.) на Николаевской железной дороге. Построен по проекту инженера-механика Д. И. Журавского (1851). На момент создания самый высокий и длинный железнодорожный мост в России. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1