Тверь в записках путешественников. Вып. 4

давно бы там выстроили между столицами еще одну, а то и две параллельные линии, возили бы дешевле, и дохода хватило бы на обе. Ведь Николаевская дорога приносит чистого дохода около 15 миллионов рублей в год, причем он составляет почти половину валового дохода. Но ничего не поделаешь: монополия, скромно замаскированная невинным словом концессия , которую наши юристы считают за нерушимый сепаратный договор гг. акционеров с правительством. И названная линия, вторая по доходности в мире, только с мая нынешнего года стала возить несколько скорее, да и теперь пассажирский ускоренный поезд делает только по тридцати верст в час, тогда как в старину русские цари, именитые люди, курьеры и фельдъегеря делали на лошадях от столицы до столицы по двадцати верст в час, или только в полтора раза медленнее ускоренных пассажирских поездов, а по сравнению с недавними черепашьими поездами ездили почти с той же скоростью. Притом эта богатая дорога и хороша только для богатых, беспечно едущих в купе первого класса или в спальных вагонах, главная же масса пассажиров, третьеклассных, составляющих 80 % всего числа, везется самым варварским образом в тесных, грязных, полутемных вагонах. О варварском же способе перевозки рабочих по удешевленному тарифу на этой богатейшей линии много писалось в газетах, и только фатальная выносливость нашего народа допускает подобное с ним обращение; если бы везти так целые 600 верст европейского рабочего, он не выдержал бы четвертой части пути и взмолился бы, чтобы отпустили душу на покаяние, не желая за свои деньги испытывать репетицию чистилища. Далее бросается в глаза, что эта богатейшая линия почти до самой Твери проходит по самой удручающей местности, через пустыри, изредка перерезанные обработанными клочками земли. Эти пустыри дали повод одному из членов недавно бывшего железнодорожного конгресса, бельгийцу, изумляться богатству России: «Помилуйте! — восклицал он, — Мы не знаем, куда деться от тесноты, бросаемся на самые бесплодные куски земли (тут вспоминается теория ренты Рикард о 1 ) , а у вас, между двумя столицами, вдоль главной железнодорожной артерии, некуда девать лишней свободной земли; это такой ресурс в будущем, и вы счастливы, что он у вас есть». Впрочем, не он один изумлялся естественным задаткам земли русской, чувствующей себя в данную минуту в весьма критическом положении. На это напирают и наши патриоты, и наши доморощенные экономисты. Многие из них с гордостью возглашают, что у нас одного золота в земле на миллиарды, стоит только протянуть руку, одной соли на сотни миллионов, а железо, а каменный уголь, а нефть — всего и не перечесть!.. стоит только протянуть руку, не будь мы так ленивы! Но достаточно им напомнить хоть одно: для того, чтобы добыть золота, положим, на миллион, надо иметь наготове 600 —800 тысяч рублей, хотя бы даже и кредитных. Ведь и папуасы, и негры 1 Рикардо Давид (1772—1823), английский политэконом; по его теории земельной ренты, дополнительный доход зависит от производительности земельного участка. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1