Тверь в записках путешественников. Вып. 4

потерю для европейской науки, пока недавно их не помирили, доказав, что вероятнее всего палаты были там, где ныне стоит здание прозаической классической гимназии. Как бы то ни было, Тверь 400 лет назад была довольно большим городом: окружность крепости простиралась на 900 саженей, кругом тянулись посады, так что и нынешний город немного больше прежнего, да и расти ему трудно, ибо кругом много болот, мешающих новым расселениям в окрестностях города. Почти триста лет назад на город напали поляки и тушинские воры, разграбившие в 1606 и 1609 гг. одиннадцать церквей и 1450 дворовых мест, так что в целости осталось только 554 двора, или немного больше четверти города. Не прошло и 50 лет, как большая часть жителей вымерла от моровой язвы, свирепствовавшей в 1644 и 1645 и особенно в 1655 г. Каждому русскому городу, а древнему в особенности, полагается выносить жестокие пожары, иначе и не было бы улучшений. Тверь не отставала от других городов и горела неоднократно, но самый основательный пожар, способствовавший ее украшению , 1 произошел в 1763 г., когда была истреблена большая часть города, причем распространение огня облегчалось узкими и кривыми улицами, имевшими по 2—3 сажени в ширину; тогда только две-три главные улицы были по 4 —5 саженей. С тех пор город возродился из пепла, как феникс; были проведены прямые улицы в 10—12 саженей ширины, участки застроены под прямыми углами; город утратил свою средневековую физиономию и с 1775 г. сделан губернским. В коммерческом отношении Тверь всегда занимала важное место вследствие ее расположения на старинном торговом пути из Новгорода в Москву, в южно-восточную Россию и азиатские страны. Значение ее стало особенно возрастать в нынешнем столетии с устройством Вышневолоцкой системы. До открытия Николаевской железной дороги, то есть до 1849 г., Тверь была оживлена массою проживающих и обозов, двигающихся из Москвы в Петербург и обратно; ее постоялые дворы и гостиницы процветали. Железная дорога положила конец этому оживлению, хотя до проведения Рыбинско-Бологовской железной дорог и 2 Тверь еще оставалась пересадочным пунктом для пассажиров, следующих с Верхней Волги в Петербург; линия эта нанесла удар грузовому движению по вышневолоцкой системе, обмеление же Волги сократило обороты тверской пристани. Но город спасло его географическое положение в центре довольно обширного промышленного района и при пересечении Волги железною дорогою в таком пункте, от которого ныне начинается пароходство, ибо пароходы от Ржева уже несколько лет как перестали ходить за мелководьем. Тверь, таким образом, должна была получить 1 Цитата из «Горя от ума» А. С. Грибоедова о пожаре Москвы в 1812 г.: «Пожар способствовал ей много украшенью». 2 Железнодорожная линия Бологое — Сонково — Рыбинск протяженностью 298 км (1870), частный проект Виндаво-Рыбинской железной дороги. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1