Тверь в записках путешественников. Вып. 4

прошлого столетия и ходят до сих пор верно. Вслед за ними Волосков сделал астрономические часы, представляющие целую картину неба, над которыми трудился 11 лет; часы эти теперь в Ржеве. Одним словом, Волосков — один из собственных Невтонов, которых может «российская земля рождать» , 1 но для этого нужна более подходящая жизненная обстановка, чем та, в которой они живут теперь, когда Невтоны и Платоны рискуют сто раз помереть с голоду, прежде чем осуществятся их идеи. Очень оригинален и изящен старинный медный рукомойник XVII столетия весом в 12 фунтов. Далее старинный замок-личина в виде медного ящичка с разными механизмами и секретами, издающий звон посредством колокольчиков. Затем следует обратить внимание на портрет инокини Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича, писанный масляными красками с натуры, также на портреты русских Невтонов: помянутого Волоскова и инженера-самоучки Михаила Сердюкова, строителя шлюзов и вышневолоцкого водохранилища. Из богатого собрания оружия нас заинтересовал железный меч с тамгою Тамерлана, называемой Расти-Русти , что по-русски значит «сила в справедливости», — изречение, пожалуй, слишком изящное и философское для полудикого вождя, не кончившего уездного училища. Далее бросается в глаза тульское ружье 1788 г., пищаль в сажень длиною, поднять которую не под силу теперешним выродившимся тверитянам. Монеты размещены особым остроумным способом: здесь видим и серебряный куфические монеты (диргемы), и монеты Золотой Орды, и серебряную гривну — слиток в полфунта весом; на такую гривну лет 600 назад можно было с комфортом прожить полгода, быть сытым и пьяным; больше всего монет великого княжества тверского 1326—1485 гг. Еще интереснее древние рукописи, которых собраны сотни, старинные богослужебные книги, две писцовые книги: одна 1625—1626 гг., другая 1685—1686 гг. Но довольно и перечисленного: для более подробного знакомства рекомендуем едущим мимо Твери и имеющим хоть полдня свободных, заахать туда — осмотреть музей, открытый ежедневно, а также прочитать его «Описание». Закончим опять небольшим попреком в том смысле, что при обозрении богатств музея становится стыдно, что мы так развязно отрешаемся от национальных форм, хотя бы в домашней обстановке, утвари и одежде; разве русский стиль не красивее и не оригинальнее теперешних безвкусных и обезличивающих форм; взять хотя бы обиход наших средних классов — однообразная венская мебель, трюмо, олеографические премии на стенах, рассылаемые вместе с журналами и соблазняющими на подписку, и т. п. Как ни отрадно видеть, что музей разрастается, но это чувство отравляется сознанием, что у него нет собственного помещения, и он должен из милости тесниться в постороннем здании. Недалеко то время, 1 Цитата из оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1