Тверь в записках путешественников. Вып. 4

забракованным. Лучше оставим эти бездушные «железные» законы и будем смотреть на дело по-человечески, утешаясь тем, что та наука, которая идет в разрез с элементарными нравственными началами и с требованиями общечеловеческой справедливости, вовсе не есть наука, а ложная узкая теория. Фабричная школа, красивое каменное здание с широкими большими окнами, напоминает лучшие школы Швейцарии и Германии. Внутри устроена она лучше, чем многие из наших гимназий: просторный вестибюль, чугунные лестницы, высокие, светлые классы, широкие коридоры, большой зал. Здание обошлось в 17 тысяч рублей. При школе большое место для прогулки учеников с гимнастикою. Классных комнат семь, а классов — четыре; первые три с параллельными отделениями; учится более 200 детей от 8 до 12 лет. Сюда же приходят учиться сотни детей старше 12 лет, работающих на фабрике; по закону они должны работать от 5 1 / 2 , до 9 1 / 2 часов утра, потом три часа в школе, потом опять четыре часа на фабрике. Здесь видимо не боятся вредного влияния школы на развитее рабочих и на их самосознание. При правильном отношении к рабочим здесь не может быть опасений подобных тем, какие нам пришлось выслушать несколько лет назад от одного крупного подмосковного фабриканта, у которого вследствие злоупотреблений штрафами произошла большая стачка: «Ну, вот вам ваши школы, — говорил он. — Полюбуйтесь, устроил я их в лучшем виде, трачу на них по двадцати тысяч в год, а заместо пользы вышел один вред: мальчишки стали грамотеями, подросли, начитались разных разностей и вот теперь бунтуют; лучше бы было эти школы прикончить!» Однако, почтенный фабрикант не привел в исполнение своего намерения, и тлетворные школы доныне существуют при его фабрике, не вызывая никаких социальных идей, ибо штрафные аппетиты владельца приведены в должные границы. На Тверской мануфактуре штрафы редки, взыскиваются в границах закона и идут в общий вспомогательный фонд, так что рабочие не имеют ни малейшего повода на них жаловаться. Недалеко от школы — обширное помещение библиотеки для рабочих с залой для развлечений, которые изредка устраиваются. Давно хотят устроить здесь и чтения с туманными картинами, но это почему-то еще не разрешается. Рассматривая журнал для записывания выданных книг, мы с удовольствием заметили, что рабочий люд уже не довольствуется чтением «Английских милордов», но часто берет сочинения Пушкина, Гоголя и других русских классиков, а некоторые дошли до того, что берут «Историю умственного развития Европы» Дрэпера , 1 популярную гигиену и т. п. книги. Велик спрос и на 1 Дрэпер Дж. В. [американский физик, химик, физиолог и историк Джон Уильям Дрэпер; 1811—1882] История умственного развития Европы. СПб.: Тип. О. И. Бакста, 1866. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1