Тверь в записках путешественников. Вып. 4

означает «на то и щука в море, чтобы карась не дремал» или «рой другому яму, не то сам в нее попадешь». Несмотря на ранний час, у пристани собралось немало любопытных горожан посмотреть на отплытие парохода, на новых лиц, на скатывание багажа по гладкому деревянному лотку. По длинной лестнице (берег имеет 5 1 / 2 сажени высоты) спускаемся на «конторку» и после неизбежной суетни вступаем на светло-бланжевый самолетский пароход «Наяду». Он производит самое приятное впечатление своею чистотой и порядком. Крошечная, но изящная рубка, в которой обедают, читают, беседуют и в то же время созерцают волжские пейзажи; хорошо содержимые бархатные диваны в каютах первого класса и суконные во втором; скамейки и другие принадлежности трапа, то есть балкона, где находится также рулевая рубка, режут глаза белизною; прибавим к этому электрическое освещение, предупредительность и любезность служащих, хороший буфет — и в результате эти пароходы верхнего плеса, перевозящие больше серый народ, которые могли быть гораздо хуже при отсутствии конкуренции других пароходных обществ, оказываются лучше пароходов, плавающих по Рейну, Дунаю и Эльбе, перевозящих многочисленных и богатых туристов с манерами и привычками более утонченными, чем у русских мужиков, купцов и мещан. Общество «Самолет» существует с 1853 г. и по количеству пароходов (40) — самое богатое на Волге. Это обилие пароходов объясняется тем, что это общество единственное, которое держит рейсы на всём пространстве волжской пароходной линии. Пароходы меньшего размера с названиями нимф «Дриада», «Наяда», «Ундина», «Русалка» и др. ходят по верхнему плесу между Тверью и Рыбинском, пароходы покрупнее, называемые больше по качествам «Проворный», «Удалой», «Скорый» и др. — по среднему от Рыбинска до Нижнего и, наконец, большие пароходы, почти все американского типа, названные большею частью в честь русских писателей, — по нижнему плесу между Нижним и Астраханью. Самолетские пароходы сильно усовершенствовались в сравнении с тем, чем они были лет 20—25 назад. Одна беда — их служба не может быть совершенно регулярна. Почти каждый год бывает, что среди лета верхний плес сильно мелеет, пароходное движение на нем приостанавливается, и пароходы переводятся на средний плес, где в то время кстати усиливается движение перед Нижегородской ярмаркой. Цены на самолетских пароходах самые божеские: в I классе от Твери до Рыбинска 7 рублей 50 копеек, во II — 6 рублей, в III — 3 рубля, а по всей Волге от Твери до Астрахани, за 3 000 верст 43 рубля 50 копеек, 30 рублей 50 копеек и 14 рублей 80 копеек, или втрое дешевле, чем по железной дороге, причем если пассажир пожелает, в его распоряжение дается особая каюта без всякой доплаты, что очень важно для семейных. Благодаря всем этим удобствам поездки по Волге «вояжа ради» понемногу развиваются, что во всяком случае гораздо лучше петербургских дач с их 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1