Тверь в записках путешественников. Вып. 4
января 1829 г. жил Пушкин в имении его друзей Вульфов, куда он уехал, «дикий и суровый и звуков и смятенья полн», отдыхать от петербургской суеты и интриг. Здесь он закончил свою «Полтаву», написал к ней посвящение, а потом свое сильное лирическое произведение «Анчар». После того бурная душа поэта успокоилась, он написал несколько сатир и шутливых писем к петербургским друзьям, в одном из коих между прочим есть такое место: «Здесь думают, что я приехал набирать строфы из „Онегина“ и стращают мною детей, как букой, а я езжу по пороше и играю в вист по 8 гривен робер... » 1 Новоторжскому уезду принадлежит известная семья Бакуниных; из них выдается земский деятель А. А. Бакунин, который поступил в крымскую кампанию рядовым с целью выслужить прощение своему брату, известному эмигранту М. Бакунину , 2 бывшему в то время в Сибири. В дер. Шевелине Поведской волости этого же уезда, в 30 верстах от Торжка, известен крестьянин Василий Кириллов Сютаев , 3 умерший весною этого (1892) года; его многие склонны были считать за основателя особой секты, хотя на самом деле, что видно из разных о нем материалов, за ним вовсе нельзя признать этого значения. Смолоду Сютаев жил в каменщиках в Петербурге, потом стал торговать монументами; когда ему было за 40 лет, он выучился грамоте и углубился в Евангелие, причем скоро увидал всё несоответствие евангельской правды с действительной жизнью, что «везде ложь, всюду неправда». Под впечатлением такого небезосновательного вывода он продал магазин, вырученные деньги роздал бедным, должникам простил их долги и уехал в деревню устраивать жизнь «в мире и согласии», по-евангельски; здесь он начал с того, что снял все замки с клетей и амбаров, но когда у него было растащено всё содержимое, стал опять запирать. Вскоре местный священник оскорбил его заветные думы (оскорбление объясняют тем, что священник грубо отнял у Сютаева Евангелие и ругал его за толкование); он порвал с церковью, перестал соблюдать обряды, не постился и не говел, уверяя, что грешить и каяться — одно фарисейство, перестал посещать церковь, «потому там поют и читают на непонятном языке и молитвы и сами таинства покупаются за деньги», вынес из избы иконы, сам похоронил своего ребенка, отпустил свою дочь в гражданское сожительство без венчания, не крестил детей, отказался было платить подать, но, посидев за это в кутузке, начал вносить безнедоимочно. Сютаев проповедовал на 1 А. С. Пушкин приезжал в имение П. А. Осиповой (в первом браке Вульф) Малинники осенью 1828 г., в имение ее зятя П. И. Вульфа Павловское осенью 1829 г., в Старицу на Рождество 1829 г. В это время он посещал родственников Вульфов в Бернове, Курово- Покровском Старицкого у. За две старицких осени 1828 и 1829 гг. написал «Анчар», «Поэт и толпа» (цитата), «Посвящение к поэме „Полтава“», ряд других произведений. 2 Об А. А. и М. А. Бакуниных см. путешествие И. И. Колышко. 3 Более подробно о нем у Пругавина (Русская мысль. 1881. № 10 и 12, 1882. № 1), у Колышко (Очерки современной России. СПб., 1887. С. 93—120) и других. — Прим. Субботина. 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1