Тверь в записках путешественников. Вып. 4

Волга разделяется на плесы: 1) от Твери до Рыбинска, 2) от Рыбинска до Нижнего, 3) от Нижнего до устья Камы и 4) от устья Камы до Астрахани. Рассматривая Волгу как путь сообщения, по плесам, мы видим, что лучшими плесами в этом смысле служат плесы от Нижнего до устья Камы и от устья Камы до Астрахани. На последнем плесе во всё время навигации движение пароходов всех типов производится беспрепятственно. Бывают «несчастливые» навигации — для тех, конечно, чьи интересы тесно связаны с Волгой. К таким «несчастным» навигациям следует отнести навигацию 1897 г., которая открыла много скорбных страниц в истории волжского судоходства... Волга на всем своем громадном пространстве представляла почти сплошной ряд мелей и перекатов. Большие пароходы американского типа, идущие из Астрахани, не доходили до Нижнего, а в Казани передавали пассажиров и груз на сравнительно маленькие пароходы. На втором плесе, от Рыбинска до Нижнего Новгорода, редко нарушается правильное пароходство, хотя этот плес, так же как и верхний, изобилует мелями и подводными камнями. Пароходы, совершающие рейсы на этом плесе, сравнительно меньше настоящих волжских пароходов и неглубоко сидят. В навигацию 1897 г. многие из них прекратили рейсы до Рыбинска. На верхнем плесе от Твери до Рыбинска пароходство совершается в половодье, а в другое время навигации — когда позволит уровень воды, возвышению которой иногда способствует так называемая почвенная вода, вода, выпущенная из бейшлота, и сильнейшие дожди. Пароходство на этом плесе крайне неправильно и нередко прекращается на целые месяцы. <…> Плес Тверь — Рыбинск Тверь, на обеих сторонах Волги Исторический очерк. Города, расположенные на Волге, вообще имели при своем основании вид малых или больших крепостей, которые строились с целью защиты от разбойнических набегов. Точно так же и Тверь сначала служила укреплением, имевшим своей задачей защищать жителей от набегов татар, новгородской вольницы и пр. Основание города 2 Кроме притоков, Волга соединена с внутренними губерниями следующими рельсовыми путями: 1) через Тверь проходит Николаевская железная дорога, 2) Рыбинск — Бологое, 3) Ярославль — Москва, 4) Ярославль — Вологда, 5) Кострома — Нерехта — Ярославль, 6) Кинешма — Иваново-Вознесенск, 7) Нижний — Москва, 8) Вязовые (в 7 верстах от Свияжска Казанской губернии; эта железная дорога открыта 22 декабря 1893 г.) — Рязань, 9) Самара — Сызрань — Пенза, 10) Самара — Уфа, 11) Самара — Оренбург, 12) Саратов — Тамбов, 13) Саратов — Уральск, 14) Камышин — Тамбов, 15) Царицыно — Калач и 16) Владимировка — Баскунчакское озеро. — Прим. Демьянова. 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1