Тверь в записках путешественников. Вып. 4

бесконечных пожаров и разорений ни единая башня не уцелела из седой старины. На месте старых крепостных стен теперь разведены бульвары, красивый мост перевязал Тверцу, соединив Борисоглебскую и Затверецкую стороны, украшенные массою церквей. Положение города очень живописно, и разноцветные его колокольни церквей, разбросанных в живописном беспорядке по берегам Тверцы, придают ему много красоты. Особенно красив массивный бурый собор с большим зеленым плоским куполом и четырьмя маленькими по углам. Он лежит на высокой террасе над рекой и блещет богатыми украшениями и иконами. Рядом с ним поднялась высокая стройная колокольня, словно минарет, стреляющая в небо, еще дальше сиреневая, из-за которой выглядывает желтая, резко выделяющаяся на синем фоне весеннего неба. В гостином дворе Торжка повсюду продаются знаменитые articles de Torjock, кожаные изделия, шитые золотом. Это золотое шитье по разноцветной коже, по бархату, приноровленное особенно для туфель, башмаков и сапог, представляет прелестное местное изделие, заслуживающее полного внимания. В Торжке замечателен Борисоглебский монастырь, в котором хранятся посох и митра преподобного Ефрема. Легенда рассказывает, что Ефрем и его два брата Моисей и Георгий были конюхами у Бориса и Глеба страстотерпцев. Старший сын Владимира, сделавшись великим князем, злодейски умертвил обоих младших братьев Бориса и Глеба. Незадолго до смерти Борис возложил на своего любимого слугу (родом из венгров) Георгия золотое ожерелье, и когда Георгия убили вместе с Борисом, то злодеи, долго не будучи в силах снять золотого украшения с шеи, отсекли ему голову. Тело Георгия потому нельзя было найти, но голову его нашел Ефрем и, основавши в 1039 г. монастырь, унес ее с собой. Эта голова и поныне хранится как большая святыня, положенная в драгоценную раку вместе с мощами Ефрема (1053) . 1 но сведений о разрушении им города нет (НПЛ. С. 99). Торжок присоединен к Московскому государству в 1478 г. 1 Шапка и посох архимандрита найдены при разборке древнего Борисоглебского собора в 1784 г. ( Илиодор, иеромонах. Историческо-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. Тверь, 1861. С. 64—67). Но едва ли они принадлежали прп. Ефрему, так как собор был построен в конце XII в. В житии Ефрема братья названы бояры , а Ефрем конюший (смотрел за конями княжеской дружины; БАН. 17.5.3. 4 0 . Л. 367 об.). В летописях и текстах борисоглебского цикла Георгий назван отрок (младший член дружины, ближний слуга князя; Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. Т. VI: Специальные курсы. М., 1989. С. 111, 146). Князь Святополк Окаянный, великий князь киевский (1015—1016, 1018—1019), ростовский князь Борис (с 1010) и муромский князь Глеб — сыновья великого киевского князя (980—1015) Владимира Святославича. 1038 г. как дату основания Борисоглебского монастыря назвал архимандрит Амвросий (История российской иерархии. Ч. III. СПб., 1811. С. 417). Год смерти св. Ефрема в его житии привязан к ошибочной дате пожара Софийского собора в Новгороде: 1045 вместо 1053 г. (БАН. 17.5.3. 4°. Л. 361—361 об.; НПЛ. С. 181; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977. С. 123—124). 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1