Тверь в записках путешественников. Вып. 4

серебром и каменьями. Повсюду старинные образа времен архиепископа Платона, грандиозные фигуры святых, глядящих впалыми очами на молящихся, всё так мрачно, строго, сурово и богато. Четыре толстых мраморных пилона перегораживают собор и одеты в нижней своей части золотыми колоннами, между которыми красуются иконы превосходной живописи. Вот святитель Арсений, Тверской епископ, основатель Желтиковского монастыря, который и представлен на фоне, этот примиритель княжеских раздоров, этот богатый юноша, покинувший шумную жизнь для подвигов благочестия. Его кроткое лицо глядит на вас со стены храма с таким миролюбием и кротостью, что вы невольно приковываетесь вашим взглядом к его доброму и ласковому взору. Вот чудное полотно, изображающее святого Михаила Тверского и его сына. Оба склонили колени и головы перед благословляющим их архиепископом перед отправлением их в орду. Вдали фигуры татар. Лицо Михаила пленило меня своей мужественной красотой и кротостью. Вот он снова, но уже в татарской орде, с момента его мученической смерти. Михаил упал на колени, на его шее тяжелая колода, его лицо выражает покорность судьбе, а на глазах его сверкают слезы. Над ним парит ангел с золотым мученическим венцом и пальмовой ветвью в руках. Кругом зверские фигуры татар, готовых убить благородного и прекрасного князя. Вот еще Михаил, стоящий во весь рост в роскошном великокняжеском одеянии, вдали за ним изображен тверской собор. Снова то пленительно-прекрасное мужественное лицо, полное кротости, полное благородства, которое сразу врезалось мне в душу. И тут же в серебряной раке спит этот герой, при котором Тверь гремела и блистала и жизнью, и богатством, несмотря на тысячи бед, и который, не будь он так изменнически убит, вознес бы, может быть, свой город над коварной Москвой. А вот Тверская Божия Матерь, одна из достопримечательностей собора, Богородица, окруженная сонмом ангелов, несет Христа. Ликующие лица ангелов, приветствующие Богоматерь, ее прелестное счастливое лицо, сам лик Спасителя, несмотря на то, что картина сильно потемнела, рельефно выступают из полотна и полны небесной радостью, которая охватывает и вас... Против Тверской Богородицы прекрасный благословляющий Спаситель. Великолепны громадные фрески, покрывающие стены собора: Нагорная проповедь, апостол Павел проповедует евангелие и Брачный пир. Столько движения, столько жизни во всех фигурах, что они приковывают зрителя. Брачный пир — прелестен. Царь, одетый в дорогие брачные одежды, властно протянул руку вперед и указывает на плохо одетого в лохмотья человека, приказывая увести его. Двое слуг связывают руки несчастному гостю, который с тоской и мольбою глядит на царя. Масса пирующих в нарядных одеждах с любопытством следит за слугами. Многие подняли золотые кубки, не обращая внимание на происходящее. ханше Баялун. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1