Тверь в записках путешественников. Вып. 4

Эта прекрасная иллюстрация 22-й главы евангелия Матфея, а также и иллюстрации многих других глав, заслуживают полное внимание посетителя. Сколько есть безызвестных художников на Руси, не оставивших нам имена, а между тем такие их произведения, как фрески тверского собора, Тверская Богородица, не могут не приковывать зрителя. Большой пустырь за собором с тополевой аллеей вокруг помещается как раз на углу Волги и Тмаги, дрянной речушки, отделяющей от городской Затмацкую часть. В середине пустыря стоит одинокая, старая военная церковка Николы, а по ту сторону Тмаги, образующей место стоянки зимой самолетских пароходов, лежит совершенно подобная Николе, белая церковка, окруженная боярышниковой изгородью. Затмацкая часть малоинтересна и не стоила бы визита, если бы среди ее длинных заборов и домиков не находилась самая старая тверская церковь св. Троицы, или Белой Троицы, как ее часто называют, с семью маленькими серебряными куполами над каменным ящиком здания, выстроенная в 1584 г. Внутри мрачно, свет падает в узкие щели и освещает оригинальные по старине царские врата работы XIV в., пестро раскрашенные, прихотливо вырезанные, убранные слюдой и свинцовой резьбой, и старинные фрески, сплошь покрывшие неимоверно толстые стены церковки. Здесь висит темное паникадило в виде глобуса, висящее на почерневших цепях и останавливает ваше внимание деревянном запрестольном семиконечном кресте. В верхнем этаже церкви духовенство и граждане прятали в потаенной камере свои сокровища, сберегая их там во время войн. Ряды, гостиные дворы, толкучка в виде крытой деревянной галереи занимают большой квартал по берегам Тмаги, но интереса не представляют, зато хороша набережная с чугунной решеткой, с пароходными пристанями, с прелестным видом на заволжскую часть и Отрочский монастырь, на вливающуюся Тверцу. К пристаням спускаются длинные лестницы в 60 ступеней, а тюки и прочий товар спускают по деревянной дощатой горе к самому пароходу. На пристанях стоит шум и гам. Все суетятся, бегают, кричат, выгружая и нагружая пароходы. Я взял извозчика и покатил по мосту на ту сторону Волги к знаменитому Отрочскому монастырю, усевшемуся на самой стрелке при слиянии Волги и Тверцы. Его белые стены украшены башенками с длинными шпилями, а высокая церковь виднелась издали. Я подъехал по березовой аллее к монастырским воротам. У дверей стоял послушник. — Что, можно осмотреть монастырь? — обратился я к нему. — А вам зачем? — спросил он, окидывая меня любопытным взглядом с ног до головы. — Хочу описать монастырь и его достопримечательности. — Значит вы писатель! — воскликнул послушник и бросился бежать в ворота, я за ним. Послушник бежал что было сил по большому мощеному двору, подбежал к колоколу, висевшему у входа в двухэтажное 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1