Тверь в записках путешественников. Вып. 4

и Илии Пророку в очень давнее время, есть указание в дозорной книге г. Кашина 1621 года. Здесь после упоминания о том, что «в Кашине на посаде церкви Божии древяные ... а те церкви пожжены в приход литовских людей», говорится: «Место церковное, что был храм Преображения Спасова да Алексея Митрополита ... место церковное, что был храм Илии пророка да царя Константина». В переписной книге г. Кашина 1709 года записано: «В Якиманской сотне ... церковь деревянная Преображения Господня в приделах Казанской Богородицы да пророка Илии, что на Ильинской горе. А у той церкви во дворе поп Петр Федоров, а по сказке детей у него четыре сына: Яков двадцати лет дьячком и пономарем, Алексей осми лет в подьяках, Федор двух лет, Иван году, оброку с них платит с Якова по рублю по четыре алтына по две денги, с малолетних по десяти алтын по четыре денги, живет на церковной земле, мерою двора и огорода длиннику двадцать шесть саженей с четвертью, поперечнику по воротам пятнадцать саженей, да огородной земли вдоль двадцать саженей, поперек по воротам пятнадцать саженей, в другом конце двадцать четыре сажени, да старинной погост две полянки севу четверть, да в мерецком стану пустошь вениково, а в ней пашни и лесу двенадцать четвертей в поле, а в двух потому ж. Тое ж церкви во дворе дьякон Иван Федоров, а по сказке детей у него три сына: Афанасий двенадцати, Андрей пяти, Иван двух лет, оброку с них платит с Афанасия по тридцати алтын по четыре деньги, с малолетних по десяти алтын по четыре деньги, кормится мирским подаянием, мерою двора и огорода длиннику тридцать три сажени без четверти, поперек тридцать одна сажень». О времени построения настоящей каменной церкви на освятительном кресте имеется надпись: «освятися жертвенник во храме Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа при державе благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни нашея императрицы Екатерины Алексеевны всея России и при наследнике ее благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче и при супруге его благоверной великой княгине Марии Феодоровне и при благоверном великом князе Александре Павловиче, по благословению преосвященнейшего Арсения, епископа Тверского и Кашинского, в лето от Сотворения мира 7286, от Рождества же по плоти Бога Слова 1778 году индикта 11, месяца марта 31 числа на память преподобного отца нашего Ипатия». Церковь имеет два престола: вверху во имя Преображения Господня, внизу во имя Илии пророка. В церкви заслуживают внимания по своей древности следующие предметы: 1) синодик в листе в кожаном ветхом переплете с 32 печатными картинами (нескольких картин, надо полагать, нет). Происхождение синодика, по всей вероятности, относится к началу царствования императрицы Екатерины П. На внутренней стороне переплетной доски находится надпись, которую разобрать трудно, отчетливо написан лишь год 1765; выше этой надписи скорописью помечено: «за переплет 10 копеек, за бумагу 12 и на застежки 4 копеек»; 2) 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1