Тверь в записках путешественников. Вып. 4

и берегом Волги, которая здесь сужаетс я 1 и течет неслышно. Крестьянский быт жителя русской деревни можно изучать в избе этого поэта, который сам — крестьянин. Правда, еще более это можно сказать о его жене : 2 жизнь мужика, воспетая в его песнях, звучит совсем иначе в ее устах, когда она просто рассказывает о том, что пришлось пережить. Он до сих пор радуется цветам или сенокосу, потому что возбуждается аппетит, — она же работает от зари до зари, ничего не может есть от усталости, во время работы утоляет жажду болотной водой и страдает от позывов рвоты, потому что ее дыхательные пути забиты пылинками сухого сена. Как трогательны и обаятельны эти люди в своей простоте и силе, и будто не от мира сего — так ясен их радостно-смиренный дух. И в целом здесь опять- таки видишь, насколько петербуржцы — и даже москвичи — не понимают русской деревни; всеобщее пьянство, пьяный поп, упавший лицом в грязь, нечистоплотность и людская мерзость — небылицы. Да и сам Дрожжин подтверждает, что всё это скорее фантазия, нежели действительность. Мы навестили его мать, семидесятилетнюю крестьянку, которой на вид — лет пятьдесят пять ; 3 рот полон зубов, волосы светлые, не поседевшие, щеки в морщинках; когда смотришь на нее со спины, кажется, что это молодая женщина, идущая упругой походкой. Она всё произносит с какой-то патетической нежностью и почти на библейский лад — в точности как Макарова ; 4 мы ей понравились, она поцеловала меня и порывалась нас угостить в своей избе . Она родила двенадцать детей; один из выживших, ее другой помимо Дрожжина сын, отправляется теперь в Китай на войну . 5 Кроме нее познакомились, хотя и более бегло, еще с одной женщиной, судя по виду — деревенской дурочкой; сейчас ей тридцать, а с ума она сошла потому, что некогда ее отдали не за того, кого она любила; и вот она бродит весь день, оборванная, суетится и бормочет про себя. Ночной сторож здесь романтичнее, чем в Креста ; он обходит деревню со 1 Т. е. уже, чем в Ярославле, из которого Рильке и Саломе только что приехали. 2 Дрожжина Мария Афанасьевна (урожд. Тихонова, по прозвищу отца Чуркина; 1855— 23.03.1920). 3 Дрожжина Аграфена Васильевна (урожд. Московская; 1827–1912). 4 Крестьянка, у которой Рильке и Саломе жили в д. Кресты-Богородское под Ярославлем. В письме к матери Рильке писал об этом: «Я провел три дня в маленькой избе, живя как крестьянин среди крестьян. Я спал без постели и делил с моими хозяевами ту скудную пищу, которой они изредка питались в часы их тяжелой работы» (цит. по.: Роднянская М. Р. М. Рильке: притяжение России // Истина и жизнь. 2007. № 1–2. URL: http://www.istina.religare.ru/. Дата обращения: 1.1.2015. Загл. с экрана) 5 Иван (род. 27.01.1866); с конца 1890-х гг. Россия вела борьбу за Манчжурию и держала в Китае свои войска. Известно 11 детей А. В. Дрожжиной: Спиридон (18.12.1848—24.12.1930), Николай (1852–1852), Татьяна (род. 1854), Анна (род. 1856), Наталья (род. 1859), Василиса (Васса; род. 1862), Василий (1864–1864), Петр (род. 1868), Агафья (род. 1870), Алексей (1873–1873); см.: Дрожжин С. Д. Собрание сочинений: в 3 т. / под общ. ред. М. В. Строганова. Тверь: СФК-офис, 2015. Т. 3. С. 376–378. 290

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1