Тверь в записках путешественников. Вып. 4

роду бояр Колычевых. Занимая блестящее положение при царском дворе, молодой боярин красавец Федор Колычев, отличавшийся прямотой, честностью и смелостью, не мог оставаться немым свидетелем ужасов, которые творились при дворе Иоанна Грозного и предпочел уйти в монастырь. Постригшись в Соловецком монастыре, он скоро сделался игуменом, и своим умом, энергией и благочестием прославил монастырь. Слава о Соловецком игумене дошла до царя, и он вызвал Филиппа в Москву и сделал его митрополитом. В это тяжелое время, когда своевольничала опричнина, не прекращались волнения и жестокие казни, для мудрости, прямоты и смелости Филиппа открылось широкое поле. Он не боялся грозного царя, открыто обличал его несправедливости, всегда становясь на сторону обиженных. Все несчастные, гонимые искали спасения от смерти и разорения под крылом митрополита. На некоторое время митрополит сумел благотворно повлиять на царя, сдерживая его от жестокостей и спасши не одну жизнь. Но страшная подозрительность царя, его нетерпимость к противоречию и происки жалких и ничтожных пособников Иоанна привели к тому, что обожаемый народом митрополит при плаче и воплях всего народа был грубо низложен, закован в цепи и заточен сначала в Богоявленский, а потом в Тверской Отрочь монастырь. Здесь мирно доживал свои дни великий старец, пока о нем не вспомнили, чтобы завершить его жизнь ореолом мученичества. По пути в Новгород Иоанн разгромил Тверь, избил десятки тысяч тверичей и послал Малюту в Отрочь монастырь за благословением к низложенному митрополиту. Верный спутник царя в его жестокостях, Малюта задушил ненавистного ему поборника правды и смелого обличителя, грубо обвиняя иноков в том, что они не сумели охранить его жизнь. Келья, где провел последние минуты и принял мученическую смерть этот замечательный человек, сохранилась до сих пор: над ней построена церковь. В 1902 г. над входом в подвал, где некогда заточен был святитель, сооружена часовня, в которой по средам служатся молебствия, на которые собирается множество богомольцев. Сама келья также приведена в приличный вид: стены слегка выбелены, пол цементирован, и по стенам размещены картины, своим содержанием напоминающие последние минуты из жизни великого старца. Темно и тоскливо здесь под низкими сводами, среди мрачных картин и фресков, изображающих известные моменты из страдальческой жизни святителя. Замечательна фреска, изображающая Филиппа укоряющим царя за то, что он вместе с опричниками вошел в церковь в шапке. Налево в стене находится небольшая ниша — замурованная дверь, в которую вошел Малюта, чтобы умертвить старца. В нише изображена решетка, за которой видна фигура молящегося митрополита. Сначала святитель был погребен в монастыре, затем мощи его были перенесены в Соловецкий монастырь, а оттуда — в Москву, в Успенский собор, где находятся и теперь. 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1