Тверь в записках путешественников. Вып. 4

монеты, оружие, планы, кафли, орнаменты и множество мелочей, как: серьги, перстни, пуговицы, запонки, часы и проч. Всё собранное в музее относится главным образом к Тверской губернии и только отчасти к Новгородской губернии. Замечателен, между прочим, Стерженский крест новгородского посадника Иванки Павловича. Интересны образцы одежд и обуви XVII и XVIII вв., размещенные на манекенах. Обращают на себя особенное внимание замечательные часы работы самоучки механика Терентия Волоскова, сделанные им в половине XVIII в. и до сих пор показывающие довольно верно часы, минуты, дни, недели, месяцы, простые и високосные годы, фазы луны и числа лунного месяца. Далее, старинный замок — личина в виде медного ящика с механизмами и секретами, издающий звон. Очень интересна коллекция монет, размещенная особым способом: древняя серебряная гривна — слиток в ½ фунта весом, который 600 лет назад давал возможность прожить с комфортом полгода. Еще более интересны собранные в большом количестве древние рукописи и представляющие в историческом отношении весьма ценный материал. Всех предметов насчитывается до 15 тысяч, которые прекрасно классифицированы и сгруппированы. Имеются роскошные описания отделов (отдел археологический), альбомы с фотографическими снимками, отдельные описания рукописей, каталоги и проч. Музей открыт ежедневно с 10 часов утра до 4 часов пополудни. Вход бесплатный. Закончив свою крупнейшую в истории России роль, полную ужасов, страшных разорений, пожаров и прочих политических превратностей, и возродившись благодаря заботам великой императрицы Екатерины II, вновь отстроившей город после страшного пожара 1763 года, Тверь давно уже вложила в ножны свой боевой меч и занялась сначала торговлей, а впоследствии обратилась в один из важнейших промышленных центров. В первой половине XIX в. благодаря отношению к Вышневолоцкой системе стало расти торговое значение Твери: она сделалась главным транзитным пунктом между Волгой и Невой. С проведением Николаевской железной дороги и улучшением Мариинской системы Вышневолоцкой системе, а вместе с ней и Твери был нанесен смертельный удар. Последний удар торговле Твери нанесла Рыбинско-Бологовская железная дорога, обошедшая и оставившая ее за флагом. Значение Твери как важного транзитного пути совершенно пало. Но Тверь еще раз возродилась благодаря своему удобному местоположению на берегах Волги, откуда начинается пароходное движение вниз по Волге, и близости к Москве, в центре промышленного района. Из передаточного пункта Тверь обратилась в фабрично-заводской центр с огромным мануфактурным производством, а благодаря соединению с железной дорогой и пароходному сообщению развила самостоятельную торговлю. Эта вновь определившаяся физиономия Твери настолько упрочилась, что, кажется, никакой новой опасности ей не угрожает. Город заметно прогрессирует: в 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1