Тверь в записках путешественников. Вып. 4

кушалинским крестьянином, художником-самоучкой и, кажется, совсем без какого-либо вознаграждения. Передают, что он бросил писать малые купола только потому, что ему не удался какой-то херувим. Нам показывали еще много замечательных образов; но я помню только три: копию с иконы Божией Матери, которая помещается в маленькой церкви; на ней же и старая риза с той иконы; мне, признаться, копия понравилась больше, чем оригинал; у этого позолоченная, сильно выпуклая риза не вяжется с понятием о старине; напротив, копия — гладкая, с простенькой старинной чеканкой так и напоминает о том отдаленном времени. Еще помню другую икону Божией Матери около главного алтаря; она какого-то старинного, не русского письма; потом образ Спасителя в алтаре; он исполнен на стекле и, кажется, не очень давно. Храм построен по типу нашего собора , 1 но гораздо светлее и расписан живописью другого рода. Он наиболее обширный из всех храмов села Кушалина. Тот день, в который мы были в Кушалине, был праздничный, и можно было заметить, что молящихся здесь собралось довольно много. Храм служит преимущественно для летних служб, в то время как в другом храме службы бывают исключительно зимой, отчего мы его хорошо и не видали. Он такой же формы, как и наши Скорбященская, Владимирска я 2 и др. церкви; только в нем отсутствует собственно главный придел, а вместо него служит церковь Симеона Бекбулатовича, из которой ведет в него дверь. На стенах его вовсе отсутствует живопись, так как он построен совсем недавно. На месте этого храма, кажется, и были палаты Симеона Бекбулатовича, в которых он жил во время ссылки в Тверь. После осмотра большого храма мы пошли в подземелье царя Симеона, где, как передают, он молился и умерщвлял свою плоть; подземелье помещается под исторической церковью. Вход в него снаружи; подземелье глубже и превышает размерами подземелье Отроча монастыря . 3 В нем так и веяло могилой и сыростью. Некоторые из экскурсантов нашли, что здесь было бы не очень приятно остаться одному. Походили там, трогали стены руками (они холодны и сыры), обратили внимание на огромные камни, которыми выложено подземелье, делали предположения насчет ниш, которые имелись в стенах, и вышли на воздух. Побыли немного на кладбище, прочитали несколько надписей на крестах (там попадаются и мраморные памятники); посмотрели могилу помещицы, которая отпустила на волю всех своих крестьян, надо добавить, с землей, что было редкостью за несколько лет до освобождения. 1 Тверской кафедральный Спасо-Преображенский собор (1285, 1689—1696). 2 Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих радость (Божией Матери Живоносный источник, 1780—1792). Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1740-е; взорвана в 1930-е). 3 Тверской Отрочь Успенский монастырь (XVIII в.); весь комплекс, кроме собора Успения Пресвятой Богородицы, разрушен в 1930-е. 374

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1