Тверь в записках путешественников. Вып. 4

И в своем помраченном мозгу Потерявшему всякую меру! 15 июня 1916 г. П. Чернышев В Кушалине Как народная былина заключает в своих «хранительных гранях» отпечатки разных эпох — бурных и спокойных, разорения и мощного роста Руси, проникнутая вся пережитым горем, и скорбью, и вечно живым смехом тонкой, артистической души великого народа, так и вещественные памятники старины, сплошь и рядом затканные домыслом позднейших поколений, носят на себе следы культурного роста нации и изменчивого вкуса. Древняя икона переписывается, одевается в драгоценные ризы, оправляется в причудливый киот; монументальные постройки церковного и гражданского зодчества расширяются, надстраиваются, перекрываются, обрастают пристройками. Нелегко открыть в таких модернизированных памятниках старины замысел первого художника, уловить идею, линии, тени, которые одухотворяли творца и руководили им. Но ведь и разнообразные наплывы и наслоения позднейших эпох свидетельствуют о непрерывной работе мысли и художественного чувства в той же плоскости, и это невольно примиряет нас со «сказителями» и «исказителями». Та любовь, которая руководила позднейшими строителями и реставраторами, часто наивными, но несомненно преданными тем же идеалам, невольно удерживает от строгого суда, так как в этой области не можете быть места «насмешке горькой обманутого сына» . 1 Перед нами миниатюрный храм в с. Кушалине, выстроенный последним тверским князем Симеоном Бекбулатовичем, бывшим два года земским царем всея Руси . 2 «Произволил царь Иван Васильевич и посадил 1 Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума» (1840). 2 В «Курсе русской истории» (т. 2, с. 223) В. О. Ключевский дает следующие сведения о Симеоне Бекбулатовиче: «Есть известия, что во главе земщины поставлен был крещеный татарин, пленный казанский царь Едигер-Симеон. Позднее, в 1574 г., царь Иван венчал на царство другого татарина, касимовского хана Саин-Булата, в крещении Симеона Бекбулатовича, дав ему титул государя великого князя всея Руси... Симеон Бекбулатович правил царством два года; потом его сослали в Тверь. Bсе правительственные указы писались от имени этого Симеона как настоящего всероссийского царя, а сам Иван довольствовался скромным титулом государя князя, даже не великого, а просто князя московского , не всея Руси, ездил на поклон как простой боярин и в челобитных своих к Симеону величал себя князем московским Иваном Васильевым, который бьет челом «с своими детишками», с царевичами. Можно думать, что здесь не всё политический маскарад. Царь Иван противопоставлял себя как князя московского, удельного, государю всея Руси, стоявшему во главе 377

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1