Тверь в записках путешественников. Вып. 4

кранами их укреплены кружки с делением до 20-ти фунтов. Масло наполняет кружки, закрывающиеся сверху подвижным кружком, куда вделан поршень. Поршень давит на масло и, по мере выливая его в кружки через кран, опускается и железной палочкой указывает деления. Гениально, просто, хорошо и удобно. Вот в общих чертах 1-й отдел. Работают здесь и день и ночь посменно, меняясь через каждые шесть часов. Второй отдел гораздо больше и сложнее. Здесь начинается работа двумя ветвями одновременно. Первая ветвь — приготовление печатающих цилиндров, т. е. гравирование и отделка их; вторая — приготовление суровой ткани в годную для печатанья. По первой ветви есть целая мастерская художников, сочиняющих узоры — до 500 разных в год. Затем мастерская граверщиков, переводящих эти узоры на маленькие цилиндрики, называемые матками . С помощью машин матки эти выжимают узор рельефом на больших цилиндриках, и уже те другими машинами, очень разнообразными, вырезывают узоры на печатных валах. Валы эти вставляются в печатные машины, причем для каждой краски особый вал. Самая большая машина работает 8-ю валами. Отделение приготовления и разработки красок очень велико. Краски, т. е. основные составы их, выписываются из-за границы. В лаборатории, которой заведует сам директор, они получают первую переработку, составляются в массы и сортируются. Потом в большой мастерской перевариваются, разбавляются и очищаются. Это самое серьезное отделение фабрики, ибо от качества краски зависит достоинство ситца. Директор — отличный химик и сам здесь исключительно работает. Вторая ветвь начинается с опаливания сурового холста, производимого опальными машинами. Пламя газа обжигает пух с холста, вертящегося с огромной быстротой на цилиндрах. Этот же холст проходит потом чистительные машины и, уже гладкий и чистый, поступает в беление. Отбельные машины — это громадные котлы, из которых сваливается до 80 кусков холста, и помощью сначала известки, потом кислоты, потом соды, хлора и опять кислоты, переходя из котла в котел, холст делается белоснежным. Его моют, просушивают, и вот тут начинается главное производство его на печатных машинах. Машины эти громадны и помощью широчайших валов передают холст к печатному валику, потом уносят его совсем в другую комнату — отдувалку , где помощью пара или гретого воздуха при 30 градусах, проходя десятки валов, в 5 минут или 1 ½ часа (зависит от системы отдувалки ), он показывается опять на свет Божий уже сухой и твердый. Холст гуляет в пространстве, я думаю, несколько верст, точно живой. Отсюда часть его, смотря по узору, идет в сплошную окраску , часть в запарку . Запарка холста производится только для так называемых запарных красок, т. е. тех, которые действием паров получают свой окончательный колорит, закрепляются на холсте, так сказать. Укрепление же краски узором в окончательной степени достигается мыльными 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1