Тверь в записках путешественников. Вып. 4

тысячи подобных фабрик: несколько высоких труб и с десяток грязных в беспорядке разбросанных зданий составляют общий вид фабрики; только огненный столб, аршина в два длиною выходящий из огромной трубы, привлекает общее внимание. При входе на фабрику мы были поражены массой битой посуды: части всевозможных тарелок, чашек, ваз и другой посуды валялись везде: ими была выложена мостовая, они же составляли русло протекавшей по фабрике речки. Для разъяснений и указаний нам был предоставлен проводник- мастер, специалист по всем отраслям посудного производства, и под руководством его мы направились в главный корпус. Спустились вниз, в полутемное здание. Это — дробильня. Пять-шесть жерновов, аршина по 3 диаметром, вращаются по окружности (посредством приводов) и своею тяжестью превращают в порошок огромные камни кварца, полевого шпата и др.; два-три рабочих лениво похаживают вокруг жерновов и время от времени кидают под них камни. Во втором отделении полученный песок сыплют в баки с водой и подогревают в течение 5 часов; образуется жидкое тесто, которое в следующем отделении охлаждается и прессуется, — получается «масса», из которой и приготовляется посуда. Поднимаемся наверх, где вырабатываются чайники и тарелки. Огромное помещение. За столами, тянущимися во всю длину мастерской, сидят десятки мужчин и женщин; подле каждого из них находится форма внешней поверхности чайника, тарелки и других вещей; формы эти вращаются; туда рабочий бросает часть «массы» и вкладывает нож, неподвижно укрепленный на столе и изогнутый по кривизне выделываемого предмета; при вращении лишняя часть массы отсекается и выбрасывается на стол, а в форме получается уже готовый предмет, только еще сырой; подмастерье осторожно берет приготовленную вещь и относит для просушки; вследствие этой просушки температура в мастерской всегда очень высокая. Просушенные вещи купают в глазури, затем укладывают в глиняные футляры и ввозят на вагонетках в горны, температура которых достигает до 2 400°; здесь все вещи остаются в течение недели и получают окончательную крепость, причем глазурь делается блестящею и ровным крепким слоем облегает посудину. Посуда готова, остается ее проштемпелевать. Несколько работниц с изумительною быстротой и ловкостью печатают груды тарелок. Длинными коридорами пробираемся мы в красильные отделения; в проходах везде навалена самая разнообразная посуда, и надо идти очень осторожно, чтобы как-нибудь не задеть и не разбить хрупких вещей. То и дело сзади кричат: «Берегитесь» — «Дорогу», — это рабочие таскают огромные ящики с «массой» или подростки быстро пробегают с большими досками, нагруженными посудой, на плечах. Способы разрисовки довольно разнообразны; мы прошли около пяти отделений, осматривая различные способы ее производства. Некоторые 389

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1