Тверь в записках путешественников. Вып. 4

вещи разрисовываются от руки. Мастера очень быстро набрасывают на чайники и чашки изящные цветочки и другие рисунки. Опытный мастер ежедневно может разрисовать до 75 чайников с довольно сложными рисунками. Быстрее производится разрисовка механическим путем. На чашку накладывается бумага с вырезанными частями рисунка, которые нужно окрасить, например, в зеленый цвет; вырезанные части опрыскиваются пульверизатором, содержащим зеленую краску, моментально высыхающую, — получаются все зеленые части рисунка; затем точно также поступают с красными частями рисунка, и т. д. до тех пор, пока рисунок не выходит весь. Некоторые рисунки, отличающиеся большею сложностью, переводятся на посуду сводными картинками, которые тут же приготовляются. При нас, например, на маленькие тарелочки сводили вид монастыря; работа получалась отчетливая и художественная. Готовые изделия отправляются в упаковочные и оттуда расходятся по всем частям нашей обширной родины. Производство посуды на Кузнецовской фабрике очень велико. До войны там работало около 3 000 человек. Обширные склады фабрики всегда бывают наполнены всевозможными товарами: фарфоровыми, фаянсовыми, майоликовыми и др. Около пяти часов ходили мы по длинным зданиям фабрики, слушая неторопливые, обстоятельные объяснения нашего проводника, то задыхаясь от жары и дивясь выносливости и быстроте рабочих, то рискуя разбить горы там и сям разбросанной посуды... Усталые выходили мы из фабрики, но мы были довольны: перед нами раскрылась еще одна тайна окружающей нас жизни. Вечером отправились в старообрядческую церковь. Церковь старинная, со звонницей вместо колокольни. Звонили ко всенощной. Малиновый звон небольших колоколов медленно нарушал тишину, призывая последователей древлеотеческой веры на молитву. Скромно шли старушки и женщины в черных, а девицы в белых платках — символе незамужества. Вступили в церковь; при входе висит объявление, призывающее «господ посетителей из новой веры» не креститься, чтобы не смущать религиозного настроения молящихся. Женщины стояли по правую, мужчины по левую сторону; у всех лествицы — род четок, у стен сложены коврики... Протяжно распевают певчие, характерно произносит священник возгласы «и вóвеки веков». Служба отличалась благолепием и продолжительностью... Какое-то особенное настроение охватило душу... Чувствуешь себя как бы перенесенным в глушь заволжских лесов, в керженские скиты к гонимым «ревнителям древлеотеческой веры и святоотеческих преданий». Встают и яркие образы этих гонимых, так живо описанных у Мельникова-Печерского . 1 1 Мельников-Печерский Андрей (Мельников Павел Иванович, 1818—1883), писатель, исследователь старообрядчества. 390

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1