Тверь в записках путешественников. Вып. 4

существования и неспособным более сдерживать на себе всю массу воды водохранилища. В помощь ему построили несколько ниже другой бейшлот, тот деревянный мост, по которому ныне производится езда, по которому и я проехал. Когда первый бейшлот отпирают, тогда второй на некоторое время закрывают, чтобы ослабить течение воды. Когда они оба закрыты, новый бейшлот является весьма существенным подспорьем старому, запирая всю воду между общими бейшлотами и опять-таки этим ослабляя давление воды на старый бейшлот. Вот в главных чертах устройство этой важнейшей части Вышневолоцкой системы, стоившей самого большого труда и громадных денег. Трудно описать ее достаточно ярко и подробно. Нужно быть тут самому, нужно изучать это место специально. Я же провел здесь час-два и потому делюсь с читателями моими первыми впечатлениями и сведениями, собранными у местных жителей. Считаю уместным поместить здесь и содержание тех документов, относящихся до Вышневолоцкой системы, которые мне удалось здесь достать. По указу императора Петра Великого от 26 июля 1719 года Вышневолоцкая система отдана была в содержание Сердюкову с разными привилегиями, как то: с правом пользования лесами, содержания откупов и другими льготами. По указу Сената от 11 июня 1765 года Сердюков отстранен от содержания Вышневолоцкой системы, и управление ею принято в казну. По указу 1 декабря 1774 года повелено каналы принять в казенное ведомство и за все привилегии выдать Сердюкову 176 000 рублей. Заводской бейшлот был перестроен из деревянного в каменный в 1785 году. В 1828 году горизонт возвышен до 7 аршин 4 вершков. Деревянный заводской бейшлот окончен постройкою в 1846 году. Другая часть системы, более простая по устройству и потому более доступная вниманию, — это Вышневолоцкий канал. Вышневолоцкий канал начинается и проходит большею своею частью в черте города. Ширина его такова, чтобы могли пройти две барки в ряд. Он весь с боков выложен камнем, и уровень воды в нем, когда спускают барки, чуть-чуть ниже поверхности земли. На нем для пропуска судов существуют два шлюза: один — у середины канала, другой — у впадения его в бассейн. Река Цна делает в черте города крутой поворот назад. Вот от этого- то поворота и начинается Вышневолоцкий канал, а чтобы вода из водохранилища не уносилась Цною, на этом повороте ее устроен 3-й бейшлот, спирающий ее течение и направляющий всю воду, в случае необходимости, по каналу. Когда барки входят в него, запирают этот бейшлот и первый шлюз канала. Вода таким образом в этом пространстве подымается аршина на 3–4, и барки попарно ведутся по каналу к первому шлюзу. Там они останавливаются и ждут, пока через поднятые шлюзы 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1