Тверь в записках путешественников. Вып. 4

откровенности, хотя бы пришлось сообщать вещи, и мне, и моим читателям по духу далеко не симпатичные. Поэзия гласит следующее. В один прекрасный день в 1872 году пришла в Волочек монахиня-крестьянка, маленькая и тощенькая, и направилась к часовне чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, которая тогда стояла там же, где и теперь, то есть недалеко за городом. Предание этой иконы и часовни теряется в глубокой древности. По рассказам матери Досифеи, икона первоначально появилась на «волочке» и, после проявления своей чудотворной силы, была переведена в устроенную для нее часовню. Возле этой часовенки был огород и маленькая хижина, а кругом — пустыри и поля. Монахиня пришла в часовню, помолилась и легла спать в хижине. Под утро видит она сон, в котором является ей Божья Матерь и говорит, что на этом месте воздвигнется скоро богатая обитель. Просыпается монахиня и слышит возле себя громкий колокольный звон. Подбегает к окну, но, кроме одинокой часовенки, кроме пустырей и полей, ничего кругом не видит. Этот сон и этот колокольный звон монахиня принимает за Божественное указание, поселяется в хижинке, собирает вокруг себя десяток сестер и основывает таким образом общину. Эта община своей строгой жизнью, своими молитвами обращает на себя внимание некоторых набожных местных людей, из которых самым горячим ее сподвижником является местный помещик князь Путятин . 1 Он берется выхлопотать у Синода разрешение открыть монастырь и сам отправляется в Петербург. Но разрешение не последовало так скоро. Синод запросил, будет ли иметь предполагаемый к основанию монастырь достаточно обеспечения, есть ли у него какой-нибудь постоянный вклад. Требуемого вклада не оказалось, и разрешение затянулось на несколько лет. Только хлопотами князя Путятина, имевшего в Петербурге большие связи, последовало наконец долгожданное разрешение основать женский монастырь Казанской Божьей Матери во имя чудотворной иконы, которую предполагалось сделать монастырской святынею. А между тем, покамест шло это длинное дело, община сестер, основавшаяся в убогой хижине, терпела и голод и холод. Средствами к пропитанию их были приношения богомольцев, приходивших поклониться чудотворной иконе. Но эти средства были скудны, непостоянны, и потому общине приходилось жить впроголодь. Начальница ее, при всём своем мужестве, своей вере и набожности, начинала падать духом. Следующий случай чуть не покончил существования общины. В один день казначейша общины говорит начальнице, что у них в кладовой не осталось уж ни зерна, ни крупинки, что сегодняшний обед — последняя их трапеза. 1 Путятин Арсений Степанович, князь (1805–1882), из ржевских дворян, титулярный советник, вышневолоцкий уездный предводитель дворянства (1869). 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1