Михаил Тверской. Путь домой

103 В 1995 г. Тверской област- ной дом народного творчества к 320-летию Бортеневской бит- вы заказал картину «Бортенев- ская битва» художнику Н.И. Бе- лову. В 1997 г. работа была гото- ва и впервые показана зрителю. Все, кто видит сегодня эту кар- тину, находящуюся в одном из залов Музейно – выставочного центра им. Лизы Чайкиной Твер- ского областного Дома народно- го творчества, не скрывают свое- го восхищения. Батальная сцена на полотне в 12,5 кв. метров по- ражает своими размерами и дра- матизмом сюжета. Стремясь к исторической до- стоверности, Николай Белов чи- тал книги, консультировался с военными историками и рекон- структорами, и, по мнению мно- гих исследователей, по этой кар- тине можно изучать русское средневековое вооружение. Композиционным, идейным и эмоциональным центром кар- тины является образ Михаила Тверского, несущегося на коне по заснеженному полю битвы. Белый цвет княжеского скаку- на художник выбрал не случай- но. Композиционно он выделил главный персонаж среди осталь- ных всадников, одновременно с этим, оперевшись на мифологе- му белого коня небесной боже- ственной колесницы, художник тем самым транслировал мысль о чистоте помыслов князя, защи- щающего свое Отечество. Следует отметить, что Нико- лай Белов в работе над карти- ной намеренно отходит от при- вычного, традиционного про- чтения образа Михаила Тверско- го, закрепленного в иконописи, и рисует не князя-мученика, но князя-воина. Это подчеркивают развевающаяся за его спиной хо- ругвь с ликом архангела Миха- ила и поза князя, несущего пе- ред собой меч, готовый покарать врага. Однако князь держит меч не- традиционно: за кончик лезвия рукоятью вверх. И орудие воз- мездия – «Кто к нам с мечом при- дет, от меча и погибнет» – пре- вращается в парящий над крова- вой битвой Крест, олицетворяю- щий весть о духовной победе. Мало кто обращает внимание на фигуру белого волка, сопро- вождающего Михаила Тверско- го. Волк на Руси всегда считал- ся тотемным животным, олице- творением силы рода, прароди- телей, а белый волк – легитим- ной (от Бога) княжеской власти. Вся эта символика призвана усилить главную идею полотна – в битве добра со злом тверитяне, ведомые своим князем, на сторо- не Света и Правды. Марина Сафонова, искусствовед, член Союза художников России КАРТИНА НИКОЛАЯ БЕЛОВА «БОРТЕНЕВСКАЯ БИТВА» Художник пишет не князя-мученика, но князя-воина. Это подчеркивают развевающаяся за его спиной хоругвь с ликом Архангела Михаила и поза князя, несущего перед собой меч, готовый покарать врага

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1